«Ум первобытного человека»

«УМ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА» («The Mind of Primitive Man») — один из главных трудов амер. антрополога Франца Боаса (1958—1942). Работа опубликована в 1911, рус. пер. — в 1926 (М.—Л.). Эта работа заложила основы одного из крупнейших направлений в изучении типов ментальности, интеллекта, культуры разных рас и народов амер. школы исторической этнологии; а также внесла значительный вклад в формирование теоретического оснащения антропологии, философии языка и культуры, религиоведения, лингвистики и ряда др. отраслей гуманитарного знания. Главные идеи данного произведения сложились в острой полемике с бытовавшими в науке расистскими теориями, доказывавшими умственное, психофизиологическое и культурное превосходство «белой» расы, а также интеллектуальный приоритет современного европейца по сравнению с народами, сохранившими живую связь с архаикой. Антирасистские убеждения, протест против этнической и культурной дискриминации наложили отпечаток на общий пафос научной позиции Боаса. Большое значение для развития антропологии имел посыл Боаса, согласно которому теоретическое знание должно иметь в качестве своего базиса надежный фундамент эмпирических данных. Следуя этому правилу, сам Боас в полевых условиях изучал психофизиологию, языки, культуру и религию эскимосов, чукчей, индейцев Америки. Он высоко ценил естественнонаучные методы и стремился экстраполировать некоторые из них в область гуманитарных наук. В работе «У п. ч.» Боас, привлекая данные из биологии и анатомии, пришел к выводу, что физиологические признаки расовых групп (напр., форма височной кости) и особенности головного мозга рас (напр., вес мозга) не имеют прямого отношения к интеллектуальным способностям или эмоциональным стандартам разных человеческих групп. Конкретные анатомо-физиологические различия расовых групп (в форме черепа, в росте, цвете кожи, др.) обусловлены влиянием окружающей среды и «общим ходом исторических событий», тогда как в целом для всего современного человечества свойственна базисная общность когнитивных, эмоциональных и волевых способностей: «Не только эмоции, ум и воля человека повсюду сходны», — пишет Боас. Сопоставляя психоментальные особенности современных людей и психоментальные особенности народов, пребывающих на архаической ступени развития, Боас доказывал, что между ними нет существенной разницы, «Организация ума», под которой Боас понимал «группу законов, определяющих форму мысли и действия», способность к устойчивой умственной концентрации, открытость мышления новым идеям, — все эти важнейшие интеллектуальные качества принципиально сходны; фиксируемые же наблюдателями различия имеют отношение не к сущности этих качеств, но к формам их проявления. Следовательно, все народы имеют почти в равной степени сложные культуры, которые различаются между собой не как «низшие» и «высшие», но с точки зрения присущих им конкретных особенностей, обусловленных исторической и географической спецификой развития. Этот вывод лежал в основе теории «культурного релятивизма», предложенной Боасом. С позиций этой теории Боас трактовал религии и мифологии. Особенности архаических верований Боас объяснял тем, что носители этих верований укладывали свои идеи в такие системы ассоциаций, которые несвойственны «цивилизованному» человеку. Помимо особенностей, в культурах есть универсальные для всего человечества «общие идеи»: напр., представление о трех уровнях мироздания. Сходство верований обусловлено не общими источниками возникновения или заимствованиями (хотя последним Боас придавал большое значение), а, прежде всего, «особой тенденцией различных обычаев и верований приходить к сходным формам». Идеи, изложенные в труде «У п. ч.», были развиты выдающимися учениками Боаса — А. Кребером, Э. Сэпиром, Р. Бенедикт, Л. Уайтом и др. Итогом деятельности Боаса и его школы стала система научных знаний, опиравшихся на конкретно-антропологические данные и реконструировавших общий процесс цивилизационного развития человечества с учетом специфики локальных культур.

А.П. Забияко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me