«Тотем и табу»

«ТОТЕМ И ТАБУ» («Totem und Tabu») — одно из основных произведений австр. психолога, мыслителя, основателя психоанализа 3. Фрейда. Издано в 1913 в Вене. С 1885, после специализации в Париже (клиника Сальпетриер), Фрейд окончательно переориентировал свои интересы в область психиатрии и психологии и начал искать новые подходы к объяснению разных форм психической деятельности. Частная практика в Вене, идеи психиатра Й. Брейера в области истерии способствовали становлению учения Фрейда о бессознательном и разработке методов свободных ассоциаций, самоанализа и др., заложивших основы психоанализа. «Т. и т.» — произведение, в котором психоаналитическая теория применена к интерпретации генезиса культуры и сущности религии. В основу этой интерпретации Фрейдом положена идея о том, что детская психика, инфантильные фантазии дают ключ к пониманию глубинного смысла психической жизни, творчества и культуры в целом — в ее прошлом и настоящем, в индивидуальных и коллективных проявлениях. Важнейшие психические процессы, формирующие содержание детской психики, являются исторически неизменной, универсальной для всех индивидов данностью. В многообразии этих психических процессов на первое место Фрейд поставил сексуальное желание, направленное на родителей: «в темном предчувствии» ребенок испытывает инцестуозное влечение к матери и переживает в этой ситуации амбивалентное — враждебно-почтительное — отношение к отцу. Эту совокупность чувств Фрейд назвал «эдиповым комплексом». Страх перед отцом, запреты на проявления сексуальности заставляют ребенка вытеснять свои желания в область бессознательного и переносить чувства с реальных родителей на их «суррогаты» — образы, созданные инфантильной фантазией. Экстраполируя биологический закон повторения стадий онтогенеза (развития особи) и филогенеза (развития биологического вида) на область психического развития, Фрейд пришел к выводу, что детство человечества тоже подчинено власти «эдипова комплекса». Взаимоотношения в треугольнике ребенок—мать—отец Фрейд переносит в далекое прошлое и умозрительно реконструирует, согласно этому психологическому сценарию, древнейшую драму, якобы стоявшую у истоков культуры и религии. Суть драмы — первобытное преступление: в дикой орде, где всеми самками владел изгонявший сыновей-соперников ревнивый отец, сыновья, ведомые сексуальным желанием и ненавистью к отцу, однажды объединились, убили и съели отца. Затем, попав под влияние усилившихся чувств почтения, «тоски по отцу» и вины, сыновья создали «суррогатный» образ отца — тотем, который позднее развился в образ Бога. Обряды в честь праотца и замещавших его тотемов, божественных персон, а также запреты-табу, контролировавшие проявления сексуальности и агрессивности и предотвращавшие тем самым повторение преступления, дали, согласно Фрейду, начало развитию культуры и религии. Постулат о том, что генезис культурной и религиозной деятельности обусловлен конфликтом между сильнейшими сексуальными влечениями инцестуозной направленности и запретами, а также чувством вины, которые провоцируют замещение неисполнимых желаний суррогатами, порожденными «невротическими» фантазиями, был позднее развит Фрейдом в многочисленных работах, посвященных интерпретации разнообразных форм культурного творчества и религиозного развития («Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой» и др.). Развитое Фрейдом в «Т. и т.» учение, провозглашавшее идею довлеющей над человеком власти сексуальных инстинктов, — тип пансексуализма. Методология Фрейда, построенная на сведении сложных духовных явлений к более простым психофизиологическим импульсам, инстинктам, сексуальности, — вид редукционизма. Подход Фрейда к религии отличался предельным рационализмом и критицизмом. Несмотря на умозрительный характер практически всех концептуальных положений, книга «Т. и т.» оказала огромное влияние на западную культуру и научную мысль.

А.П. Забияко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me