«Теория познания»

«ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ» («Theory of Knowledge») — ставшая классической в современной аналитической традиции и освещающая основные понятия и темы эпистемологии работа Р. Чизома. Издана в 1966,1977 и 1989, причем эти три издания содержат существенные различия. Теоретико-познавательная позиция, которую занимает Чизом, наследует как метафизическому платонизму, так и рационалистическим традициям в духе Б. Рассела и призвана противостоять влиятельной в этот период бихевиористской позиции в духе У Куайна. Важнейшая (и весьма успешно выполненная) задача книги — аргументировать в пользу концепции знания как обоснованного истинного убеждения (justified true belief; JTB-theory), восходящей к Платону и получившей в 20 в. развитие у Рассела, в Венском кружке и, далее, в аналитической философии. Теория познания Чизома является, по существу, фундаменталистской: все обоснованные убеждения либо являются «прямо очевидными», либо поддерживаются цепочками убеждений, которые, в конечном итоге, приводят к таковым. Аргументация Чизома в пользу значимости эмпирического познания связана с обращением к априорным эпистемическим принципам, главный из которых состоит в том, что в большинстве ситуаций разумнее доверять своим ощущениям и памяти, чем сомневаться в них.

Чизом дает теорию воления в духе шотл. философии здравого смысла (ссылаясь на Т. Рида), в основе которой находится «субъектная причинность» (agent causation): согласно этой теории, свободная воля несовместима с детерминизмом, а поскольку мы действуем свободно, позиция детерминизма несостоятельна. На этом основании он выдвигает теорию мышления от первого лица (first person thought), согласно которой вещи, составляющие содержание наших убеждений, представляют собой свойства, а убеждение есть волюнтаристская атрибуция (теория, успешно развитая в дальнейшем Д. Льюисом). В этой связи в книге отсутствует рассмотрение скептической проблематики.

Развивая этот подход, Чизом выдвигает в третьем издании следующий тезис: «Если субъект S имеет внутреннее обоснование для убежденности в чем-то, то это обоснование может быть получено непосредственной рефлексией над его состоянием сознания» (Р. 7). Эта формулировка так называемого интернализма в теориях обоснования знания стала определяющей для дальнейших работ в этом направлении.

Книга считается в англоязычной философии образцом ясности стиля и точности определений.

М.В. Лебедев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me