«Против метода. Очерк анархистской теории познания»

«ПРОТИВ МЕТОДА. ОЧЕРК АНАРХИСТСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ» — труд американского философа Пола Фейерабенда, в котором дана серьезная критика всех рационалистических концепций философии науки и предложена оригинальная концепция «эпистемологического анархизма» (Feyerabend P.K. Against Method. Outline of anarchistic theory of knowledge. L., 1975; рус. пер.: Против методологического принуждения // Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки. М., 1986). По сути, именно эта работа послужила эпистемологическим основанием для последующего распространения постмодернизма, релятивизма и современных попыток стирания граней между наукой и иными формами духовной деятельности. К сожалению, та критика, которой Фейерабенд подверг принципы научной рациональности, так и не получила серьезного ответа. Можно сказать, что книга «П. м.» явилась завершением векового развития рационалистической философии науки.

Широко используя материал из истории науки, Фейерабенд показывает, что все принципы и правила научного метода, которые философы науки представляют в качестве канонов научной рациональности, постоянно нарушаются учеными в процессах реальной научной практики: они не смущаются противоречиями; разрабатывают теории, вступающие в конфликт с эмпирическими данными; выдвигают и защищают теории, несовместимые с хорошо обоснованным и общепризнанным знанием; используют теории ad hoc и т.д. Именно так они получают свои важнейшие результаты. Отсюда Фейерабенд делает вывод о том, что нет никакого особого научного метода и ученый может делать все что угодно для решения стоящих перед ним проблем — anything goes! Нет никаких принципов и правил научной рациональности. Более того, Фейерабенд полагает, что ученый даже должен изобретать и разрабатывать идеи и теории, несовместимые как с имеющимися фактами, так и с признанными теориями, ибо только такой контриндуктивный способ действий способен открыть несовершенства и ограниченность имеющегося знания.

Но если наука нерациональна, то она не имеет никаких преимуществ по сравнению с религией, магией и т.п. В таком случае, почему она пользуется поддержкой государства? Нужно отделить науку от государства, провозглашает Фейерабенд, как это когда-то было сделано в отношении религии, и ограничить ее место в системе народного образования. Всем видам духовной деятельности нужно предоставить равные права, а уж человек сам выберет то, что ему ближе, — науку, религию, миф или что-то еще. Только такое общество, в котором наука лишена монополии на знание, можно назвать свободным.

Книга Фейерабенда содействовала пробуждению интереса эпистемологов к анализу обыденного знания, мифа как формы духовного освоения реальности и общему расширению сферы эпистемологических исследований. До сих пор она остается одним из наиболее серьезных исследований методологии научного познания.

АЛ. Никифоров

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me