«Опыт о человеческом разумении»

«ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ» («An Essay concerning Human Understanding») — основное философское сочинение Джона Локка, излагающее систему его эмпирической эпистемологии. Одной из главных задач Локка было доказать неосновательность допущения в познании каких-либо умозрительных предпосылок. Им предложена грандиозная модель происхождения всего человеческого знания из чувственного опыта, и это знание рассмотрено с точки зрения его достоверности, очевидности, реальности и объема. Первое издание книги вышло в Лондоне в 1 6 9 0 г., затем было е щ е три прижизненных издания, причем второе (1694) и четвертое (1700) — со значительными дополнениями. Посмертно была напечатана работа «Об управлении разумом», задуманная автором как дополнительная глава к четвертой книге «Опыта...». Русский перевод с английского оригинала (А.Н. Савина) впервые издан в Москве в 1898, последняя его публикация — в составе трехтомника сочинений Дж. Локка (М., 1985—1988).

«Опыт о человеческом разумении» состоит из четырех книг, которым предпосланы посвящение Томасу Герберту, графу Пемброку и письмо к читателю; в последнем Локк, в частности, останавливается на обстоятельствах и мотивах, побудивших его взяться за этот Труд, задача которого — рассмотрение познавательной способности человеческого разума и выяснение, какими предметами он способен заниматься, а какими — нет.

Первая книга посвящена критике того учения о существовании врожденных идей, которого придерживались Декарт и кембриджские платоники. Не называя персонально противников, Локк доказывает, что врожденных (т.е. изначально присущих человеческому уму до всякого опыта) принципов и идей нет — ни теоретических, ни практических; что ни положения логики и математики, ни нравственные правила, ни идея Бога не являются врожденными.

Во второй книге развивается теория происхождения идей из чувственного опыта. Под идеями Локк понимает все то, что ум воспринял в себя и чем он может затем оперировать. Исходным материалом знания являются простые идеи, их ум получает из внешнего и внутреннего чувства — ощущения и рефлексии, дающих нам сведения о внешнем мире и деятельности нашего духа. Различаются идеи первичных и вторичных качеств, т.е. чувственные образы, подобные, сходные с теми качествами тел материального мира, которые их вызывают (протяженности, формы, плотности, подвижности), и не сходные с породившими их качествами (цвета, звука, вкуса, запаха, тепла и холода). Из простых идей ум посредством присущей ему деятельности соединения, сопоставления и абстрагирования образует сложные и общие идеи (модусов, субстанций, отношений). Идеи бывают ясные или смутные, отчетливые или путаные, реальные или фантастические, адекватные или неадекватные, истинные или ложные.

В третьей книге Локк излагает свою философию языка. Слова — это чувственные знаки идей, они необходимы для закрепления идей в уме и для коммуникации людей. Большинство слов имеет общий характер и соотносится с общими, отвлеченными идеями. То, что считается общим в природе вещей и есть такая отвлеченная идея, продукт деятельности разума, имеющая своим основанием сходство вещей и закрепленная в общем имени. При этом ум всегда имеет дело с номинальными сущностями вещей, которые составляются из таких отвлеченных идей; реальные же сущности вещей, т.е. их реальное внутреннее строение, из которого проистекают чувственные качества, позволяющие отличать вещи друг от друга, группировать их и давать им общие наименования, остаются неизвестными.

Четвертая книга посвящена анализу познавательного процесса и понятию истины. Всякое познание есть восприятие соответствия или несоответствия идей.

По степени достоверности установления такого соответствия или несоответствия Локк различает три вида познания: интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия Бога) и чувственное (существования единичных вещей). Знание истинно тогда, когда идеи сообразны с действительностью: истина — это соединение (или разъединение) идей или их знаков сообразно соответствию (или несоответствию) обозначаемых ими вещей.

В книге рассматриваются вопросы реальности и границ познания, основания и степени вероятного знания, а также природа и основания веры, или мнения. Характеризуя в целом локковскую эпистемологию, надо отметить, что, пронизанная психологизмом, она зачастую сливается с психологической теорией сознания.

А.Л. Субботин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me