«Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы»

«НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ» («Novum Organum, sive Indicia vera de Interpretatione Naturae») — сочинение Фрэнсиса Бэкона, часть задуманного им, но до конца не выполненного, грандиозного труда «Великое восстановление наук». Первую часть этого труда составил трактат «О достоинстве и приумножении наук», который содержал энциклопедический обзор и классификацию всего человеческого знания. Предложенная здесь весьма разветвленная и детальная классификация замечательна тем, что для каждой теоретической науки указывается соответствующая ей либо существующая, либо возможная практическая или техническая дисциплина, а также выделяются те научные проблемы и направления, которые, по мнению Бэкона, нуждаются в разработке.»Н. О...» является второй частью «Великого восстановления наук». Трактат опубликован незаконченным в Лондоне в 1620 на лат. языке. Рус. пер. с лат. оригинала (С. Красилыцикова) издан в Москве в 1935, последняя его публикация — в составе двухтомника «Сочинений» Ф. Бэкона (М., 1977—1978). В этом трактате Бэкон противопоставляет аристотелевскому «Органону» новое «орудие» познания — метод исследования природы, долженствующий способствовать власти человека над ней. Здесь подробно излагается учение о методе познания, концепция индукции как способа рационального анализа и обобщения опытных данных, который должен радикально усовершенствовать все научные исследования и дать им ясную перспективу развития и приложения в практической деятельности людей.

Природу можно покорить, лишь подчиняясь ей, не искажая ее образ, а постигая ее внутренние причины, или «формы». Этому, прежде всего, препятствуют осаждающие умы людей «идолы». Идолы рода коренятся в самой природе человека, в его склонности к привычному, предпочтительному, более удобному; окрашивая вещи в субъективные тона, они искажают их образы. Идолы пещеры связаны с узостью взглядов, с заблуждениями отдельных людей; это та особая пещера каждого человека, которая ослабляет и искажает свет природы, его маленький мир, который он накладывает на большой и всеобщий мир. Идолы площади навязываются уму языком, штампами ходячего словоупотребления: это и наименования вымышленных, несуществующих вещей, и вербальные носители плохих и невежественных абстракций, запутывающие умы и ведущие к пустым спорам и ложным толкованиям. Идолы театра возникают из приверженности людей к односторонним теориям и превратным доказательствам; эти идолы мешают видеть за искусственными мирами, которые рисуют такие теории, многообразие и богатство действительного мира. Не от всяких идолов можно освободиться, однако можно, осознав их характер и способ воздействия на ум, ослабить их влияние. Противоядием здесь служит и мудрое сомнение, и методологически правильно организованное исследование.

Аристотелевская силлогистическая логика не пригодна для исследования природных явлений. Силлогистические доказательства уже предполагают правильно абстрагированные и хорошо определенные понятия и аксиомы, но не дают средства их получения. Поэтому истинное «орудие» познания, приводящее к нужным и корректным обобщениям, — это индукция. Но не та, что дает заключение лишь на основании простого перечисления некоторого числа благоприятных случаев, а та, что представляет собой определенный рациональный метод анализа опытных данных, производящий их разделение и отбор, и путем должных исключений наводящий на правильные обобщения. В связи с этим Бэкон предлагает следующие «таблицы открытий». Собирается некоторое количество самых разнообразных случаев того явления, внутренняя причина или форма которых ищется (таблица присутствия). Затем собирается множество случаев, как можно более подобных предыдущим, в которых это явление отсутствует (таблица отсутствия). Далее — множество случаев, в которых наблюдается изменение интенсивности исследуемого явления (таблица степеней). Сравнение и анализ этих таблиц позволяет исключить факторы, постоянно не сопутствующие исследуемому явлению и, сосредоточившись на постоянно сопутствующих, в итоге выявить его внутреннюю причину, или форму. А это позволит и практически воспроизвести данное явление. Работу предложенного им индуктивного метода Бэкон иллюстрирует на примере установления «формы» тепла, приходя к выводу, что причиной тепла является быстрое распирающее движение малых частиц тел. Процессу индуктивного заключения способствуют примеры, где природа исследуемого явления обнаруживается особенно очевидно. Бэкон насчитывает 27 таких преимущественных примеров, на рассмотрении которых и обрывается бэконовский трактат.

Это произведение рассматривалось его последователями как манифест новой эмпирической науки, который лег в основу преобразований науки и образования в контексте формирования Британского королевского общества.

АЛ. Субботин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me