«Наследственный гений»

«НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ГЕНИЙ» ( «Hereditary Genius, Its Laws and Consequences»). В рус. сокращенном пер.: «Наследственность таланта, ее законы и последствия» (1869, затем — М., 1996). — книга Ф. Гальтона, написанная под сильнейшим впечатлением от книги Ч. Дарвина «Происхождение видов». Представляет собой развитие евгенических идей, изложенных Гальтоном в программном докладе «Наследственный талант и характер» (1865). Замысел книги Гальтон характеризует следующим образом: «Теория наследственности таланта, хотя к ней обыкновенно относятся с недоверием, находила себе защитников и между прежними писателями, и между новейшими. Но я объявляю притязание на то, что я первый пытался разработать этот предмет статистически, пришел к таким результатам, которые могут быть выражены цифрами, и применил к изучению наследственности закон отклонения от средних величин» (С. 5).

Гальтон отвергает положение о природном равенстве людей и ту «гипотезу», согласно которой различие между людьми создается единственно прилежанием и нравственным усилием над собой. Автор утверждает, что интеллектуальные способности наследуются так же, как и физические, что качество потомства определяется как отцом, так и матерью, а значит, подбором пар производителей можно добиться того, что высокий интеллект из случайного качества превратится в постоянное. Необходимость селекции объясняется тем, что современная цивилизация предъявляет все более высокие требования к умственным способностям людей («порода наша изнемогает от этих требований»), тогда как многие «общественные факторы» незаметно ведут к вырождению человеческой «породы»: «Мне кажется, что для благоденствия будущих поколений совершенно необходимо поднять настоящий уровень способностей» (С. 229).

Оценка уровня интеллекта производится Гальтоном на основе общественной репутации человека, которую автор считает достаточно объективным показателем. Исследование проводится на материале биографического словаря «Men of the Time» (Эдинбург, 1865) и Британской энциклопедии. На основании этих источников Гальтон выделил три степени даровитости: 1) люди одаренные от природы необычайной степенью даровитости (не более 400 за всю историю человечества); 2) выдающиеся люди и все знаменитые личности новейшей английской истории; 3) английские судьи.

Для выявления закономерностей распределения способностей в популяции и степени ее наследуемости (количество выдающихся родственников гениального человека) Гальтон использует закон уклонения от средних величин белы, астронома А. Кетле и показывает на фактическом материале, что способности, как и физические характеристики (напр., рост), подвержены нормальному распределению. «Таким образом, то обстоятельство, что высокая даровитость бывает редким явлением, а посредственность — крайне частым, оказывается вовсе не случайным, но вытекает из необходимости, из самой природы вещей» (С. 32).

Гальтон вводит 14 степеней природной даровитости и на их основе производит сравнительную оценку достоинства различных рас. Сравнивая «негрскую расу» с англосаксонской в отношении только тех качеств, «которые производят судей, государственных людей, полководцев, писателей, ученых, поэтов, художников и богословов» (С. 224), автор приходит к выводу, что разница между этими расами составляет не менее трех степеней, причем только одна из них может быть приписана недостаткам «туземного образования», а две др. — различию в природных дарованиях. В этой связи задачей евгеники является содействовать размножению рас, наиболее способных мыслить и подниматься по ступеням высокой цивилизации, вместо того чтобы «оказывать помощь слабым и задерживать размножение сильных и энергичных личностей» (С. 238).

Высокую оценку работе Гальтона дал Ч. Дарвин; в частности, он писал: «Я склонен согласиться с мнением Фрэнсиса Гальтона, что обучение и среда оказывают лишь слабое влияние на ум любого человека и что большинство наших качеств прирожденно».

Ю.В. Хен

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me