«Идея истории»

«ИДЕЯ ИСТОРИИ» — работа английского историка и философа-неогегельянца Р. Дж. Коллингвуда, впервые вышедшая в 1946. В ней Коллингвуд изложил свою концепцию критической философии истории. Он формулирует тезис о «сближении» в историческом исследовании философии и истории как форм познавательной деятельности, что и составляет «идею истории»; излагает развитие «идеи истории» как последовательное развертывание античной, христианской и новой историографии; рассматривает ряд логико-методологических и эпистемологических проблем познания истории.

Коллингвуд считает, что развитие форм историографии подчиняется постепенной трансформации «абсолютных предпосылок» исторического мышления. Они формируются как общие и очевидные принципы организации и изложения исторического материала, причем часто не осознаются историком.Их анализ осуществляет философ. Изменение предпосылок происходит в результате «напряжения» внутри их структуры. Наличие такой структуры свидетельствует об «автономии» истории, т.е. о противоположности ее естественным наукам. Развитие «идеи истории» результируется в достижении этой «автономии». Коллингвуд исходит из следующих положений. 1. Есть природный процесс как последовательность событий (термины тел и движения — внешнее) и есть исторический процесс как последовательность действий человека в прошлом (термины мысли — внутреннее). В действиях есть внешняя и внутренняя стороны, но историк исследует внутреннюю, поэтому история есть история мысли. Дело историков — проникать во внутренний мир исторических агентов, действия которых они изучают; рассмотрение внешней стороны действия только подтверждает результат исследования историка. 2. Этот внутренний мир как объект исторического познания дан познающему субъекту в воображении (концепция «априорного воображения» как воображения того, что нельзя представить, но что обязательно имеет место). Воображение создает исторические конструкции и является средством исторической критики, что делает историю своеобразной комбинацией искусства и науки, «чем-то третьим». 3. Существует аналогия между юридическими и историческими методами исследования и доказательства: для того и другого не существует готовых источников, а только определенное множество свидетельств, нуждающихся в интерпретации. Последняя возможна на основе правильно примененной логики вопросов и ответов. Общепринятая аристотелевская модель логики, основанная на абсолютизации и абстрагировании методов доказательств, принятых в античной математике, не соответствует сегодняшнему уровню развития научного знания. Не существует единой логики доказательств и рассуждений, а есть особая логика вопросов и ответов, продиктованная конкретными и уникальными историческими проблемными ситуациями. Проблема — основная единица логического рассмотрения, и она не существует в неизменном виде, а подвержена конкретно-историческим изменениям. Чтобы понять ответ — действие (мысль), — историку необходимо правильно реконструировать вопрос, выстроить логику постановки вопроса. На понимании этого и основана научная история, в отличие от «истории ножниц и клея». 4. Прошлое познается в результате «пере-игрывания» или «воспроизведения» (опыта, мыслей исторического деятеля) в сознании историка. Познание акта мысли другого означает ее повторение в себе, и это повторение является интегральной частью исторического познания. Причем воспроизводится не единичный мыслительный акт со своим специфическим контекстом, а то общее, что у него есть с другими актами мысли, что и дает картину истории. Мысль субъективно-объективна по своей природе; ее субъективность заключена в ее контекстуальности, а объективность — в способности укорениться в чужом сознании так, что чужие идеи становятся органической частью душевной жизни историка. Эти стороны мысли нераздельны и делают возможным историческое познание, чьим объектом становится мышление. Историческое знание есть воспроизведение опыта прошлого в сознании современного мыслителя. 5. Предметом истории является любой рефлективный и целесообразный акт мысли, понимаемый как целенаправленное действие людей. 6. Соотношения истории и свободы есть рациональное разрешение человеком обстоятельств своей исторической ситуации, в которой он полагает себя находящимся. 7. Исторический прогресс создает сама историческая мысль благодаря тому, что опыт прошлого живет в сознании историка и воспроизводится в развитии.

Коллингвуд считает, что в результате всех этих обстоятельств история приобрела статус научной дисциплины.

М.А. Кукарцева

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me