«Диалектическая логика»

«ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА» — произведе ние Э.В. Ильенкова (М., 1974). В книге обсуждаются, в основном, те же проблемы и защищаются те же идеи, что и в опубликованной за 14 лет до этого «Диалектике абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса». Но здесь строже формулировка проблем, четче тезисы, предлагаемые для их решения, фундаментальнее аргументация.

Как и прежде, главным предметом исследования для автора является диалектическое обобщение — процедура, позволяющая включать в объем понятия (напр., «геометрическая фигура») объект (напр., квадрат) не в силу его сходства, а в силу его связи с другими объектами, уже включенными в этот объем (в частности, с треугольником). Этот метод фиксации объема понятий играет все большую роль в науке по мере ее развития. Поэтому исследование, предпринятое Э.В. Ильенковым, заслуживает серьезного внимания современных гносеологов.

Не меньшего внимания требует и другой тезис автора: идеальное существует не только в субъективной, но и в объективной действительности — в формах практической деятельности и ее продуктов. Из этого тезиса автор с логической необходимостью получает вывод: предметы диалектики, диалектической логики и теории познания тождественны. Диалектическая логика — это «не только всеобщая схема субъективной деятельности, но и всеобщая схема изменения любого естественно-природного и социально-исторического материала» (С. 5). Главное здесь — постановка задачи, для решения которой предложен этот тезис: монистически истолковать процессы познания и преобразования мира, а также развитие аргументации, ведущей от этой задачи к этому тезису.

Большое внимание в книге уделяется антиномиям — противоречивым высказываниям, вытекающим из бесспорных положений теории по общепризнанным правилам вывода. Как и в предыдущем случае, автор тщательно формулирует проблему и детально развивает логику ее исследования, ведущую его к заключению, что такие высказывания представляют собой «логически правильное выражение действительности» (С. 248).

Все эти идеи высказывались и защищались в атмосфере критики как «справа» — со стороны ортодоксальных защитников диалектического материализма, полагавших, что концепция Ильенкова противоречит его исходным принципам, так и «слева» — со стороны профессиональных логиков, воспитанных на современной западной литературе и считавших, что Э.В. Ильенков «слишком увлекается диалектическими чудесами».

Г.Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me