«Анналов» школа

«АННАЛОВ» ШКОЛА — направление исследования истории, сформировавшееся во Франции и ознаменовавшееся основанием в 1929 журнала «Анналы. История и социальные науки». Существует по настоящее время, другое название — «Новая историческая наука». Выделяют три поколения школы: Блок, Февр; Бродель, Шоню, Ферро, Ле Руа Ладюри, Ле Гофф и др.; Дюби, Арьес, Перро, Клапиш, Нора и др. Первое поколение сформировалось в рамках борьбы против позитивисткой историографии, второе — под влиянием структурализма и марксизма, третье — в рамках задачи создания исторической антропологии. Термин «школа» условый, т.к. это направление не обладает единством теории и методологии исследования, целенаправленной научной стратегией. Но инвариант внутренней идентичности сохраняется и заключается в общей установке на инновационное, творческое исследование истории. Эта установка выражена в понятии historie-probleme (история-проблема), понимаемом как программа поиска и постановки новых проблем в исторических исследованиях. А. ш. изменила отношение историков к объекту исторического исследования, акцентировав внимание на специфике его интерпретации и понимания, т.е. на методологии объяснения исторического развития. Особенности этой методологии определяют постоянный интерес к истории человеческого сознания и поведения, человеческой субъективности. Основу методологии составили культур-антропологический, структуралистский и междисциплинарный подходы, компаративистика, специальные методы лингвистики и демографии. Целью « А. » ш. стало достижение исторического синтеза, выразившегося в идее «тотальной» (глобальной) истории как единства материальной и духовной сторон общественной жизни. Это единство складывалось из координации «внешнего» описания истории (социальных структур) в понятиях современной науки и «внутреннего», почерпнутого из проникновения в особенности восприятия жизни людей исследуемого прошлого.

Можно выделить два направления внутри « А. » ш. Первое сформулировано М. Блоком и Февром, развито Ле Гоффом, Ле Руа Ладюри, Дюби и др. Оно сфокусировано на исследовании индивидуального в истории, акцентирует понятие контекста истории как широко понимаемой ментальности (сюда входят неотрефлексированные представления разных групп людей о мире, их эмоциональные и ценностные ориентации, матримониальное и витальное поведение и т.п.). История ментальности задается как главное средство изучения и реконструкции той или иной исторической картины мира и динамики общественных структур. В этом направлении « А. » ш. широко применяется компаративистика и идеографический метод, каждое отдельное свидетельство (нотариальный акт, приходная книга и пр.), события тщательно исследуются. Интерес историков сосредоточен на исторических периодах малой длительности, где история предстает как череда изменений. В рамках этого направления сформировалась школа микро-истории, исследующая активную роль исторического агента в истории.

Второе направление « А. » ш. сформулировано Броделем, развито Шоню и др. Сфокусировано на исследовании социальных структур и периодах большой длительности — теории «longue duree» и геоистории. Сторонники этого направления считают, что ментальность людей зависит от экономики и общественных институтов, которые, в свою очередь, детерминированы географическими и климатическими условиями как надличностными

стабильными структурами. Методы исследования истории должны быть методами точных наук (квантитативная история, по Шоню), исторический процесс равен процессу математического поиска. Сама история оказывается неподвижной, интерес историка сосредоточен на анализе крупномасштабных или сложных обществ (макро-история). В ней человек трактуется как индифферентный субъект исторических событий. Методологию исследований истории « А. » ш. высоко оценили Л. Стоун, П. Рикёр, М. Фуко, Ф. Анкерсмит, X. Уайт и др.

М.А. Кукарцева

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me