часть и целое

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Одно из первых определений целого принадлежит Аристотелю: «Целым называется (1) то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также (2) то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно» (Метафизика. 1023 в25). Проблема соотношения целого и его частей обсуждалась в онтологическом и эпистемологическом планах с античности: что является более фундаментальным, исходным — целое или его части? Ее решения постепенно оформились в виде двух альтернативных позиций, противоположные исходные принципы которых образовали так называемые «антиномии целостности». Важнейшие из этих антиномий таковы: 1) тезис: целое есть не более чем сумма своих частей; антитезис: целое есть нечто большее, чем сумма его частей; 2) тезис: части предшествуют целому; антитезис: целое предшествует своим частям; 3) тезис: целое познается через знание его частей; антитезис: знание целого предшествует познанию его частей. Философская позиция, сводящая целое к его частям и рассматривающая свойства целого только как сумму свойств его частей, получила наименование меризма (от греч. meros — часть). Противоположная позиция, подчеркивающая несводимость целого к его частям, обретение целым новых свойств по сравнению с его частями, называется холизмом (от греч. holos — целый).

В истории философии и познания практически все мыслители склонялись либо к меризму, либо к холизму, причем порой один и тот же мыслитель при решении одних вопросов отдавал предпочтение меризму, а при решении др. — холизму. Платон и средневековые схоласты склонны были подчеркивать примат целого по отношению к его частям. Англ. эмпирики 17—18 вв. и представители франц. Просвещения под влиянием успехов ньютоновской механики полагали, что всякое целое может быть без остатка разложено на составные части, что познание этих частей позволяет полностью объяснить все свойства целостности. Нем. классическая философия (Ф. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель) разработала идею о различии между органичной (способной к саморазвитию) и неорганичной целостностью. Оппозиция холизма и редукции целого к его частям прослеживаются и в истории научного познания, составляя одну из ее главных сквозных «тем» (Дж. Холтон). В физике — это соперничество атомизма и континуализма; в биологии — механицизма и органицизма, физико-химического редукционизма и витализма; в психологии — ассоцианизма и гештальтеории; в социологии и экономической теории — методологического индивидуализма и методологического холизма (коллективизма).

В современной науке соотношение части и целого получило более точную разработку в системном подходе. Выделяют так называемые «суммативные» и «интегративные» системы. К суммативным системам относят такие совокупности элементов, свойства которых почти целиком исчерпываются свойствами входящих в них элементов и которые лишь количественно превосходят свои элементы, не отличаясь от них качественно. Вхождение какого-либо элемента в такую совокупность ничего, или почти ничего, ему не добавляет, связи между элементами в таких системах являются чисто внешними и случайными. Интегративные системы можно назвать органично целыми. Такие целокупности предметов отличаются следующими особенностями: они приобретают некоторые новые свойства по сравнению с входящими в них предметами, т.е. свойства, принадлежащие именно совокупности как целому, а не ее отдельным частям; связи между их элементами имеют законосообразный характер; они придают своим элементам такие свойства, которыми элементы не обладают вне системы. См. также холизм

АЛ. Никифоров

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Часть и целое — Философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей... Большая советская энциклопедия
  2. ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Понятия части и целого присутствовали в философии с самого начала ее возникновения. Новая философская энциклопедия
  3. ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — англ. part and the whole; нем. Teil und Ganzes. Философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью... Социологический словарь
  4. ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Большой энциклопедический словарь