финитная смысловая область

ФИНИТНАЯ СМЫСЛОВАЯ ОБЛАСТЬ — понятие феноменологической социологии, восходящее к концепции множественных реальностей У Джеймса. Автор «Принципов психологии» постулирует множественность реальностей как областей человеческих переживаний (sub-universes), конституированных прагматическим интересом. К ним относятся миры физических вещей, идеальных объектов науки, религиозных верований, художественных образов, фантомы безумия, сна, фантазий, игровые миры ребенка и т.д. Следуя антипсихологической установке Э. Гуссерля, А. Шюц (Schutz A. On Multiple Realities // Philosophy and Phenomenological Research. 1945. Vol. V. 4. P. 533—576) освобождает учение Джеймса от психологических импликаций и характеризует области реальности как структуры человеческого опыта, каждой из которых присущ собственный когнитивный стиль: 1) специфическая напряженность сознания, т.е. степень «внимания к жизни»; 2) особая форма эпохэ, т.е. воздержания от сомнения; 3) преобладающая форма спонтанной активности; 4) специфическая форма переживания собственного Я; 5) форма социальности; 6) особая временная перспектива. Различные пласты человеческого опыта обретают статус предельных оснований социальности — «конечных областей значений» (finite province of meaning) обыденного языка и культурной символики.

«Конечность» смысловых областей означает, что: 1) все переживания в пределах каждой из них внутренне непротиворечивы и совместимы друг с другом; 2) ни одна из них не сводима к др. посредством какой бы то ни было формулы преобразования; 3) переход из одной Ф. с. о. в др. сопровождается субъективным переживанием шока — радикальной модификацией напряженности сознания и степени персональной вовлеченности. Шюц полагает область повседневности архетипом переживания социальной реальности. В ней напряженность сознания является наивысшей, жизненный мир воспринимается как неоспоримая данность, преобладающая форма спонтанной активности — работа, собственное Я переживается как целостное, специфическая форма социальности — интерсубъективный мир социальных коммуникаций, а специфическая временная перспектива образуется на пересечении внутреннего (психологического) и космического времени. Пребывая в различных Ф. с. о., сознание постоянно возвращается в область повседневности как «верховную» — в феноменологически фундаментальный мир естественной установки сознания.

Н.М. Смирнова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me