философская логика

ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА — широкая область логических исследований, требующая философского осмысления основных понятий, применяемых в современной логике, и результатов, полученных средствами символической логики.

На самом деле термин «Ф. л.» весьма неопределен, разноречив и единого употребления не имеет. Различными специалистами в математике, в современной логике и в самой философии Ф. л. понимается по-разному. Даже если она понимается как особая научная дисциплина, определить ее предмет, границы применения и методы однозначно не удается. Более того, не удается строго разделить, казалось бы, два разных направления исследований: Ф. л. и философия логики. Зачастую одно подменяется др., а порой их вообще не считают нужным различать.

Термин «Ф. л.» появился в англоязычной логико-философской литературе и наиболее широкое применение получил в 50—60-е. гг. 20 в. С одной стороны, кризис в основаниях математики (обнаружение парадоксов в теории множеств и ограничительные теоремы А. Тарского и К. Геделя) потребовал глубокого осмысления самого концептуального аппарата логики. С др. стороны, появление и бурное развитие неклассических логик, в первую очередь модальной логики, привлекло широкое внимание логиков с философской ориентацией.

Область исследований, которая получила название «философия логики», требует уточнения. Для логиков-математиков философией логики является развитие теории множеств и соответствующие вопросы о способе образования множеств и о природе числа. Обнаружение парадоксов в теории множеств, и особенно, парадокса Рассела, поставил вопрос о природе самой математики. Логицизм, интуиционизм, формализм (программа Д. Гильберта) — как основные направления в обосновании математики — поставили задачу философского осмысления применения логики к решению различных проблем математики. Убедительным примером здесь являются ограничительные теоремы Геделя о неполноте достаточно богатых теорий (1931), которые говорят о том, что нет, и в принципе не может быть, адекватного формализма, охватывающего не только всю математику, но даже ее разделы. Философские следствия этих результатов обсуждаются по сей день и привлекают к себе огромное внимание не только профессиональных логиков, но и философов, методологов и т.д. К этому следует добавить также философскую дискуссию относительно тезиса Черча—Тьюринга, утверждающего, что все вычислительные устройства эквивалентны между собой.

Философией логики занялись математики, получившие в ней глубокие результаты ( Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Брауэр, Гедель, У Куайн, Р. Карнап и др.). Куайн в 1940 публикует книгу «Математическая логика», а в 1970 «Философия логики», где под логикой понимает систематическое изучение логических истин, а сама философия логики становится инструментом для анализа естественного языка.

Куайн сконцентрировал свой труд вокруг главной проблемы в философии логики: что есть истина? Однако только с развитием символической логики, т.е. начиная с работ А. Тарского (1936), было впервые дано семантическое определение истины для большой группы формализованных языков и одновременно указаны границы такого определения. Конечно, сфера философии логики значительно шире. К ее проблематике относится теория пропозициональной формы как высказывания о некоторых положениях дел (вещей) в мире, учение о семантических категориях, теория референции и предикации, идентификация объектов, проблема существования, учение о пресуппозициях, отношение между аналитическими и синтетическими суждениями, проблема научного закона, информативность логических законов, онтологические допущения в логике и многое др. К философии логики относятся и такие вопросы, казалось бы чисто логические, как сущность и общая природа отношения следования, или логической выводимости между любыми высказываниями или множествами высказываний, смысл логических связок, значение фундаментальных теорем, полученных в символической логике, и в связи с этим тщательный анализ таких понятий, как «вычислимость», «разрешимость», «доказуемость» и т.д.

В отличие от философии логики Ф. л. первоначально называлась «модальная логика», т.е. выступала как логический анализ философских понятий «возможность» и «необходимость». Исторически эти два понятия, особенно начиная с Аристотеля, привлекали к себе постоянное внимание философов, а с развитием символической логики появилась уникальная возможность проанализировать указанные модальности и их взаимоотношения точными методами. То же самое случилось с такими философскими понятиями, как «будущее», «настоящее» и «прошлое». С развитием модальной логики в сферу логических исследований стали попадать все новые виды модальностей: временные, модально-временные (не механическое соединение, а синтез модальных и временных операторов), физические или причинные, деонтические, эпистемические и др. Однако только с появлением семантики возможных миров в середине 1950-х (С. Кангер, С. Крипке, А. Прайор и Я. Хинтикка) стало возможным провести логический анализ многих центральных философских понятий: наряду с указанными модальностями, также и таких, как «знание», «вера», «восприятие», «обязательства» и др.

Языковый и технический аппарат Ф. л. намного богаче и, главное, более гибкий, чем в символической логике, и это позволило приступить к анализу и реконструкции чисто философских проблем, в том числе и таких фундаментальных, как проблема фатализма и свободы воли, детерминизма и случайности, времени и асимметрии времени, существования и всеведения Бога и т.д. (см. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего. Логический анализ. М., 1990). То, что сейчас понимается под Ф. л., полнее всего отражает большой сборник статей, в основном представляющий обзоры по наиболее важным направлениям в ней (Jacquette D. (ed). A Companion to Philosophical Logic. Maiden, 2002). Сборник содержит 46 статей, разбитых на 14 разделов: I. Историческое развитие логики; П. Символическая логика и обычный язык; III. Философские измерения логических парадоксов; IV. Истина и определенная дескрипция в семантическом анализе; V. Понятия логического следования; VI. Логика, существование и онтология; VII. Метатеория и сфера и границы логики; VIII. Логические основания теории множеств и математики; IX. Модальные логики и семантика; X. Интуиционистская, свободная и многозначные логики; XI. Индуктивная, нечеткая и квантово-вероятностная логики; XII. Релевантные и паранепротиворечивые логики; XIII. Логика, машинизация и когнитивная наука; XIV. Механизация логического вывода и обнаружение доказательств.

С выходом на англ. языке в 80-е гг. «Справочника по философской логике» в 4-х т. подведен некоторый итог развития Ф. л., а сам «Справочник» стал своего рода библией для логического сообщества. В свою очередь, второе издание «Справочника», но уже в 18-и тт., начатое в 2001, представляет собой глобальный проект, основная интенция которого состоит в том, чтобы в наиболее полной мере отразить исключительное значение логики в компьютерных науках, в разработке формализованных (вычислительных) языков и в искусственном интеллекте.

Основные тенденции развития современной Ф. л. — это, во-первых, включение в ее прерогативу всех, или почти всех, неклассических логик, что уже отчетливо проявилось в первом издании «Справочника». Во-вторых, математизация Ф. л. Не случайно во 2-й том нового издания включена огромная статья под названием «Алгебраическая логика». Тенденция такова, что нет больше законов мышления, отличных от законов алгебры. И, наконец, главная тенденция развития логики конца 20 — начала 21 вв. — это вопрос об основаниях самой логики. Сюда относится следующая тематика, которая сейчас активно обсуждается в мировой литературе: что есть логическое следование? что есть логические понятия (операции)? что есть логическая система? что есть логика? Логика ищет свои основания, а это уже философская проблематика.

А.С. Карпенко

Лит.: Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958; Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986; Вригт Г.Х. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8; Зиновьев А.А. Комплексная логика // Вопросы философии. 2003. № 1. Карпенко А.С. Современные исследования в философской логике // Вопросы философии. 2003. № 9; Смирнова Е.Д. Логика и философия. М., 1996; Философия и логика. Философия в современном мире. М., 1974; Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980; Шуман А.Н. Философская логика: Истоки и эволюция. Минск, 2001; Grayling А.С. Introduction to Philosophical Logic. Oxford, 1997; Haack S. Philosophy of Logic. Cambridge, 1978; Handbook of Philosophical Logic. Vol. I—IV. Dordrecht, 1983—89; Philosophical Logic and Artifical Intelligence. Dordrecht, 1989; The Logic of Epistemology and Epistemology of Logic // Synthese Library. Vol. 200. Dordrecht, 1989; Quine W. V. Philosophy of Logic. N.Y., 1970, 1986; Read S. Thinking about Logic: An Introduction to the Philosophy of Logic. Oxford, 1995; Sainsbury M. Logical Forms: An introduction to Philosophical Logic. Oxford, 1991; What is Logical System? N.Y., 199 4; Wolfram S. Philosophical Logic. An Introduction. L., N.Y., 1989.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА — ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА – широкая область логических исследований, требующая философского осмысления основных понятий, применяемых в современной логике, и результатов, полученных средствами логики символической [ЛОГИКА СИМВОЛИЧЕСКАЯ]... Новая философская энциклопедия