фидеизм

ФИДЕИЗМ (франц. fideisme от лат. fides — вера) — направление философской и теологической мысли, утверждающее примат религиозной веры над разумом. Приверженцы Ф. исходят из того, что процесс познания мира не может осуществляться только в рамках науки и философии, он обязательно должен дополняться религиозной верой. Ф. в его крайней форме утверждает, что истина дана полностью в Откровении, после которого человек уже не нуждается в научном и философском познании истины. По мнению фидеистов, изучение природы и общества показывает ограниченность и абсолютную относительность человеческого знания и подтверждает основные посылки религиозной веры. Так, бесконечность познания мира и относительный характер современного научного знания для сторонников Ф. — аргумент в пользу принципиальной ограниченности науки. Без освящающего человеческий разум Откровения человек вообще не способен познать истину, ибо, прежде чем он начал мыслить, Бог через Откровение снабдил его целым комплексом идей — содержанием человеческого мышления. Подобную схему фидеисты применяют и к понятию религиозной веры. Согласно Ф., любые суждения, выработанные на основе религиозной веры, являются лишь символами этой веры, обретаемой до всяких ее понятийных формулировок, теологической рефлексии и исторической обусловленности. Против вульгарного фидеистского противопоставления знания и веры было направлено учение Фомы Аквинского об их гармонии. Согласно Аквинату, наука и философия относительно самостоятельны по отношению к теологии. Философия и теология обладают каждая своим предметом исследования, своими принципами и методами. Вера не должна претендовать на обладание знаниями о мире. Наука о мире, включая и философию — науку о сущности бытия, — строит свои доказательства, опираясь не на высший авторитет, а на разум, поэтому философские проблемы не могут быть решены непосредственно теологическими средствами. В свою очередь, философия не вправе стремиться к тому, чтобы постичь все и на место божественной веры поставить истины разума. Признавая относительную самостоятельность науки и философии по отношению к вере, неотомисты в то же время разработали систему рационального обоснования веры. Отвергая Ф. в его грубой форме, они утверждают, что разум может и должен выполнять служебную роль по отношению к религиозной вере; вовсе не обязательно принижать разум, чтобы освободить место вере, т.к. разум может дать основу для принятия этой веры и даже возвыситься до познания Бога. Идея примата веры над разумом в той или иной мере пронизывает протестантскую и православную гносеологию. Основатель нем. протестантизма М. Лютер, желая освободить христианство от схоластического рационализма и утвердить веру непосредственно как дар Божий, выступил против любых попыток использовать разум для обоснования веры. Критикуя католических схоластов, сделавших философию служанкой богословия, Лютер вообще вынес разум за пределы религиозной веры. В православной философии с ее сильными мистическими и иррационаяистическими тенденциями в течение столетий единственными средствами познания божественной истины признавались молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое озарение (Григорий Палама, Григорий Синаит и др.). Позднее в «метафизике всеединства» B.C. Соловьёва православная гносеология проявилась как «цельное знание», представляющее собой взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) познания. Однако цельное знание, по мнению Соловьёва, предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное существование абсолютного начала; при этом эмпирическое знание способно раскрыть только внешнюю сторону явлений, а рациональное — особенности самого мышления. Истина же, или сущее, не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Как абсолютная ценность, истина достигается, в конечном счете, мистическим путем. Под Ф. понимается также течение в католицизме, возникшее под названием традиционализма в сер. 19 в. как реакция на рационализм Просвещения. Католический традиционализм как разновидность Ф. считает источником всякого знания непосредственно Откровение Бога людям, передаваемое в непрерывной традиции. Хотя многие положения католического традиционализма 19 в. шли в русле ортодоксального католицизма, он был осужден на I Ватиканском соборе (1869—1870) из-за его глубокого недоверия к человеческому разуму. Ф. в форме католического традиционализма был распространен, главным образом, во Франции и Бельгии, видные его представители — Л. де Бональд (1754—1840) и Ф.Р. де Ламенне (1782—1854). В настоящее время термин «Ф.» в большинстве случаев имеет отрицательный смысл: под ним понимается враждебное отношение к разуму и науке.

См. также Гармонии веры и разума теория, Двойственной истины теория.

Ф.Г. Овсиенко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фидеизм — (франц. fidéisme, от лат. fides – вера) утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. Ограничивая сферу действия науки... Большая советская энциклопедия
  2. фидеизм — -а, м. Религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом, характерное для теистических религий. [франц. fidéisme от лат. fides — вера] Малый академический словарь
  3. ФИДЕИЗМ — ФИДЕИЗМ (франц. fidéisme, от лат. fides – вера) – направление философской мысли, утверждающее примат религиозной веры над разумом. Новая философская энциклопедия
  4. ФИДЕИЗМ — ФИДЕИЗМ (от лат. fides — вера) — англ. fideism; нем. Fideismus. Утверждение приоритета веры над разумом, "божественного откровения" над рациональными способами освоения действительности. Социологический словарь
  5. фидеизм — орф. фидеизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. фидеизм — Фиде/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  7. фидеизм — ФИДЕИЗМ а, м. fidéisme m. Идеалистическое направление в буржуазной философии, заменяющее знание верой, подчиняющее науку религии. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. фидеизм — ФИДЕИЗМ [дэ], а, м. Религиозное учение, ставящее веру над разумом. | прил. фидеистический, ая, ое. Фидеистические взгляды. Толковый словарь Ожегова
  9. фидеизм — ФИДЕ’ИЗМ [дэ], фидеизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. fides — вера) (филос.). Идеалистическое реакционное философское учение, ставящее веру на место знания. Толковый словарь Ушакова
  10. фидеизм — ФИДЕИЗМ -а; м. [франц. fidéisme от лат. fides — вера] Религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. ◁ Фидеистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  11. Фидеизм — (лат. fides – вера) – религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий. Словарь по культурологии
  12. фидеизм — [дэ], фидеизма, мн. нет, м. [от латин. fides – вера] (филос.). Идеалистическое реакционное философское учение, ставящее веру на место знания. Большой словарь иностранных слов
  13. ФИДЕИЗМ — ФИДЕИЗМ (от лат. fides — вера) — религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий. Большой энциклопедический словарь
  14. фидеизм — фидеизм м. Мировоззрение, основанное на убеждении в превосходстве веры над разумом. Толковый словарь Ефремовой