фатализм логический

ФАТАЛИЗМ ЛОГИЧЕСКИЙ — философская доктрина, утверждающая, что из одних законов (принципов) логики следует, что все в мире предопределено и поэтому человек не имеет свободы воли. Аргумент Ф. л. с целью его опровержения был изобретен Аристотелем в 9-й гл. трактата «Об истолковании». Сам аргумент можно представить в следующем виде. Предположим, сейчас истинно, что завтра будет морское сражение. Из этого следует, что не может быть, чтобы завтра не было морского сражения. Следовательно, необходимо, что завтра морское сражение произойдет. Подобно этому, если сейчас ложно, что завтра будет морское сражение, то необходимо, что морское сражение завтра не произойдет. Но высказывание о том, что завтра произойдет морское сражение, сейчас истинно или ложно (логический принцип двузначности). Следовательно, или необходимо, что оно завтра произойдет, или необходимо, что оно завтра не произойдет. Обобщив этот аргумент, получаем, что все происходит по необходимости, и нет ни случайных событий, ни свободы воли. В основе приведенного фаталистического аргумента лежат две посылки: 1) принцип необходимости, утверждающий, что «если истинно, то необходимо» и безоговорочно принимавшийся во всех эллинистических философских школах, и 2) принцип двузначности. Большинство комментаторов и исследователей считают, что Аристотель ограничивает применимость принципа (2) относительно высказываний о будущих случайных событиях и этим разрушает фаталистический аргумент.

Тема Ф. л. широко обсуждается в философской и логической литературе вот уже более 2000 лет. Потребовался строгий анализ таких понятий, как «свобода», «истинность», «время», «асимметрия времени», «случайность», «необходимость», «непредотвратимость» и т.д. Особое значение дискуссия по Ф. л. имела в процессе появления и развития различных направлений неклассических логик, таких как многозначных, модальных, временных и модально-временных. См. также «Об истолковании».

А.С. Карпенко

Лит.: Аристотель. О б истолковании // Сочинения. Т. 2. Гл. 9. М., 1978; Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: Логический анализ. 2-е изд. М., 2007; Gaskin R, The Sea Battle and the Master Argument: Aristotle and Diodor Cronous on the Metaphysics of Future. Hanthorne, 1995.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me