трансцендентальная философия

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, трансцендентализм — многозначные понятия, нередко употребляемые как синонимы. Служат: 1) обозначением теоретико-познавательной позиции (трансцендентализм); 2) краткой формой для обозначения так называемого амер. трансцендентализма; 3) характеристикой взглядов ряда философов (трансцендентализм, или Т. ф. И. Канта, Э. Гуссерля и т.д.); 4) обозначением широкого историко-философского течения, ставящего в центр своего исследования понятие трансцендентального к отчасти трансцендентного, занимающегося выяснением условий и границ нашего познания, условием объективности и интерсубъективности знания и познания, но имеющего, однако, тесную связь с онтологией и метафизикой (трансцендентализм, Т. ф. как таковые). Философские направления, имеющие отчетливо выраженные трансценденталистские интенции, использующие трансценденталистскую терминологию или разрабатывающие трансценденталистскую проблематику, составляют трансцендентализм в широком смысле. Т. ф. как тот вариант философии, который пытается систематически и целостно реализовать основные идеи трансцендентализма, является трансцендентализмом в узком смысле. В Т. ф. радикализуется проблема выхождения за границы в процессе нашего познания и осуществляется рефлексия по этому поводу. Для Т. ф. наиболее важными вопросами оказываются интерпретация априорного и опыта, а также соотношение трансцендентального и трансцендентного. В случае же еще более широкой трактовки трансцендентализма окажется, что выражение «Т. ф.» является тавтологией, поскольку «всякая истинная философия является трансцендентальной философией» (Schlegel F. Transzendentalphilosophie // Schlegel F. Neue philosophische Schriften. F/M., 1935. S. 136).

В истории философии представлены разные варианты трансцендентализма. Первым, онтологическим, вариантом явилась средневековая метафизика как «трансцендентная наука» с ее учением о трансценденталиях — наиболее общих атрибутах сущего (Фома Аквинский, Дуне Скот и др.). К задачам данного варианта трансцендентализма относилась характеристика сущего как такового, выработка соответствующей терминологии, установление иерархии понятий. Онтологическая составляющая трансцендентализма отчетливо сохранялась вплоть до конца 18 в.: «Общая трансцендентная философия, которую называют основной наукой, онтологией, и которая занимается только основоположениями, являющимися более высокими и общими, чем понятия телесных вещей, с одной стороны, и понятия имматериальных предметов, данных нам только посредством внутреннего ощущения, с другой стороны, есть единственная наука в собственном смысле» (TetensJ.N. Ueberdieallgemeinespeculativische Philosophic Btitzow, 1775. S. 23). Революционно изменил Т. ф. Кант: она есть «идея науки, для которой критика чистого разума должна набросать архитектонически... полный план», и «представляет собой систему всех принципов чистого разума» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 45); критика же чистого разума есть «полная идея трансцендентальной философии» (Там же. С. 46). Вся критическая философия Канта является, по существу, его Т. ф. К главным задачам кантовской Т. ф. относится выявление возможности и границ познания, разграничение сферы знания и верования, классификация познавательных способностей человека, выявление структуры опыта, прояснение механизма образования всеобщего и необходимого знания, обоснование объективного знания, достоверности математики и чистого естествознания. При реализации этих задач Кант приходит к утверждению о соотношении предметов с нашими знаниями («Коперниканский переворот») и возможности априорно-синтетических суждений, расширяющих наше знание, но являющихся всеобщими и необходимыми. Хотя теоретико-познавательная составляющая кантовской Т. ф. являлась весьма существенной, она выполняла преимущественно вспомогательную роль для целей его практической философии и утверждения человеческой свободы. Однако почти все послекантовские варианты Т. ф. имеют ярко выраженное гносеологическое звучание; в особой мере это относится к неокантианству ( Г. Коген, П. Наторп, В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.). Послекантовское развитие трансцендентализма шло в разных направлениях: расширения или сужения сферы применения Т. ф., попытки проведения последовательной дедукции всего из Я, попытки придания Т. ф. характера системы, отказа от кантовской вещи самой по себе, отличного от кантовского истолкования понятия априори, переинтерпретации понятия трансцендентального субъекта и т.д. Как особый вариант трансцендентализма, возникший на основе терминологического недоразумения и крайне опосредованно связанный с Кантом, можно рассматривать и так называемый амер. трансцендентализм второй половины 19 в. с его признанием некой сверхчувственной субстанции, познание которой доступно лишь благодаря интуиции (Р. Эмерсон, Г. Торо, Ф. Хедж и др.). Следующим значительным вариантом трансцендентализма явилась трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля. Понимая под Т. ф. «всеобщее название для универсальных философий, понятия которых ориентируются на кантовский тип» (Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie // Husserliana. Bd. 6. Den Haag, 1954. S. 100—101), Гуссерль подчеркивает, что «философия вообще, согласно своей целостной системе, может быть принята только как универсальная трансцендентальная философия, но при этом только на основе феноменологии и только благодаря специфически феноменологическому методу способна принять форму строгой науки» (Husserl E. Kant und die Idee der Transzendentalphilosophie // Husserliana. Bd. 7. Den Haag, 1956. S. 230—231). В не меньшей степени, нежели Канта, Гуссерль считает своим предшественником и открывателем трансцендентальной субъективности Р. Декарта. Гуссерль трансформирует задачи трансцендентализма на основе лозунга «назад к самим вещам», вводит новые понятия, схемы анализа, темы исследования, пытаясь углубить и усовершенствовать Т. ф. Окончательной формой Т. ф. Гуссеррль считает трансцендентальную феноменологию, которая рассматривается им как завершение и истинное развитие идей, высказанных Кантом. Она является для него априорной (эйдетически направленной на изначально созерцаемое общее) наукой, исследующей фактическое поле опыта трансцендентальной субъективности только как чистую возможность. Если трансцендентальное есть прояснение возможности объективно значимого знания во всех типах наук, то «трансцендентальная феноменология является истинной трансцендентальной философией и заслуживает названия «трансцендентальной» (Husserl E. Zur Auseinander-setzung meiner transzendentalen Phanomenologie mit Kants Transzendentalphilosophie // Husserliana. Bd. 7. S. 385—386). Современным вариантам трансцендентализма является трансцендентальный прагматизм. В конце 20 в. К.-О. Апель выдвинул тезис о трансформации Т. ф.: после осуществленного теоретико-антропологического расширения трансцендентализм обогащается идеями прагматизма, герменевтики и философии языка. Подобные изменения приводят к тому, что не синтез апперцепции, а полагание смысла в коммуникативном синтезе интерпретации становится высшим принципом Т. ф., которая занимается теперь, в первую очередь, рефлексией смысла. По образцу кантовского трансцендентального анализа сознания в трансцендентальной прагматике анализируется язык, который является «условием возможности и значимости диалогического взаимопонимания и понимания самого себя, а благодаря этому — понятийного мышления, предметного познания и осмысленного действия» (Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка II От Я к Другому. Минск, 1997. С. 205). Трансформированная Т. ф. исходит из априори реального коммуникативного сообщества, которое практически идентично с человеческим родом. Ю. Хабермас считает трансформированной Т. ф. Канта собственную концепцию коммуникативной компетенции, основная цель которой состоит в открытии базисных, наиболее глубоких структур, необходимых и всеобщих условий речевой коммуникации, без которых была бы невозможна интерсубъективность понимания. Для истолкования трансцендентализма в трансцендентальной прагматике характерна трансформация прежнего трансцендентального в «квази-трансцендентальное». Современная критика Т. ф. со стороны аналитической философии и постмодернизма состоит в упреках в «паразитизме», в требовании отказа от «трансцендентально означаемого» и даже в программе «детрансцендентализации» (Р. Рорти, М. Фуко и др.).

А.Н. Круглое

Лит.: Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М, 1998; Кант И. Пролегомены // Сочинения: В 8 т. Т. 4. М., 1994; Фихте И.Г. Основы общего наукоучения // Сочинения. М., 1995; Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1987; Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию: Предмет познания. Киев, 1904; Мотрошилова Н.В. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии» // Философия Канта и современность. М, 1974; Молчанов В.И. Время и сознание: критика феноменологической философии. М., 1988; Круглое А.Н. Трансцендентализм в философии. М., 2000; Aktualitat der Transzendentalphilosophie. Bonn, 1977; Hossenfelder M. Kants Idee der Transzendentalphilosophie und ihr Mifibrauch in Phanomenologie, Historik und Hermeneutik // BeitragezurKritikderreinen Vernunft. 1781—1981.В., 1981; Bedingungen der Moglichkeit: „transcendental arguments» und transzendentales Denken. Stuttgart, 1984; Transzendentalphilosophie als System. Hamburg, 1989; Schnadelbach H. Unser neuer Neukantianismus // Philosophisches Denken — Politisches Wirken. Marburg, 1992; Transzendentalpragmatik. F/M., 1993.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ  (die Transzendentalphilosophie) – более узкое обозначение для трансцендентализма; оба термина употребляются, однако, и как синонимы. Новая философская энциклопедия