теология естественная

ТЕОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ — сумма тезисов о бытии Бога, о Боге как создателе, высшем благе и двигателе мира, получившая наибольшее развитие в католической теологии. Т. е. излагается в доступном пониманию человека ключе, исходя из его естественных способностей восприятия. Т.е. противостоят сверхразумные истины откровения. Согласно неотомизму, между верой и знанием, между философией и теологией существует определенное сходство и даже частичное тождество. Частичное тождество веры и знания основывается на том, что разум способен собственными усилиями постичь некоторые истины о Боге, в первую очередь доказать его бытие (см. Бог). Подобные истины образуют Т. е., находящуюся на стыке философии и теологии. Вера и знание восходят к одному общему источнику — Богу; но если в естественном мире, познаваемом человеческим разумом, Бог открывается человеку «естественным образом», то в Откровении — сверхъестественным. В рамках Т. е. Бог рассматривается в качестве Творца мира, в рамках теологии Бог не соотносится с сотворенным им объектами. Однако познание Бога «естественным», рациональным путем должно быть дополнено иррациональной составляющей — верой; в противном случае, основываясь в своих суждениях о бесконечном Боге лишь его отражением в сотворенном им конечном мире, образ Бога может быть искажен. Вместе с тем в неотомистском учении о бытии признается существование аналогии между Богом и миром, несмотря на отсутствие единства их природы. И, исходя из данной аналогии, на основании свойств бытия выносятся суждения об атрибутах Бога.

АН. Красников

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me