социальная структура

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА — устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка. Нет единого представления о содержании термина С. с. В ряде концепций социальной эпистемологии содержание знания трактуется как отражение основных элементов социальной структуры.

Наибольшее развитие понятия С. с. получило в структурном функционализме, структурализме и постструктурализме. Когда структура общества в социальных исследованиях выдвигается на первое место, нередко теряется интерес к социальному действию, так как структуры характеризуют момент устойчивости и стабильности, противостоящий социальному действию, вносящему изменения. В качестве ответа на противоречие структуры и действия Э. Гидденсом предложена теория структурации. В соответствии с ней, С. с. формируют человеческие практики, но эти практики, в свою очередь, строят и воспроизводят С. с. Наибольшее различие в понимании С. с. обнаруживается между теми, кто рассматривает С. с. как сложившиеся в определенный образец социальные практики, нормы, роли, статусы (структурные функционалисты), и теми, кто воспринимает С. с. в качестве основополагающих принципов, напр. беря в качестве таковых отношение к средствам производства, которые и формируют практики (марксисты-структуралисты).

Наибольший интерес к С. с. проявили структурные функционалисты Р. Мертон и Т. Парсонс. Мертон видел С. с. как упорядоченное отношение ролей и статусов. Парсонс предложил модель вертикально интегрированной С. с, которая состоит из четырех элементов, выполняю щ и х четыре функции. Устойчивость общества обеспечивается выполнением функциональных требований его различными подсистемами. К ним относятся адаптация, т.е. приспособление системы к внешней среде; целедостижение — постановка целей и мобилизация ресурсов на ее реализацию; социальная интеграция, происходящая внутри системы, обеспечивающая ей нормативное единство; функция воспроизводства и сохранения образца главным образом посредством социализации, при которой лучшие образцы функций этих подсистем сохраняются. Тем самым обеспечивается воспроизводство ценностей, идентичности и институтов в С. с.

В социальных теориях как аксиома принимается представление об «островном» характере порядка на фоне множества неупорядоченных явлений в обществе. Классификация типов порядка осуществляется по разным основаниям. Напр., у Г. Спенсера — разделением на военные и промышленные способы организации; у Э. Дюркгейма — выделением двух типов порядка: механической и органической солидарности на основе разделения труда; у М. Вебера порядки различаются ценностями и целевой рациональностью; у Ф. Тенниса — разделением общины и общества. Примером описания С. с. является выделенная Дюркгеймом механическая солидарность ранних докапиталистических обществ, основанная на сходстве функций, выполняемых людьми в обществе и их взаимозаменяемости, и органическая солидарность, вызванная разделением труда, развитием капитализма и уменьшением роли коллективного сознания. Здесь появляется новый тип целостности и устойчивости, делающий связи более прочными, обеспеченными не сходством коллективных представлений, а взаимно обусловливающим многообразием. При этом могут быть представлены две модели порядка, которые наиболее значимы для оценки посткоммунистических трансформаций: одна предполагает унификацию содержаний и действий, запланированность событий и подавление того, что препятствует реализации избранных идеалов порядка; вторая — непреложные принципы организации, обеспечивающие основные права граждан, а внимание сосредоточено на обеспечении их центрального регулятивного значения без особого интереса к многообразию флуктуации, существующих в обществе. Но между этими типами, которые можно обозначить как тоталитарный или демократический порядок, существует «ничейная земля» плохо сформированных С. с, воспринимаемых часто как беспорядок, отсутствие порядка, при котором, однако, общество достаточно долго существует и функционирует. Эта «ничейная земля» промежуточных типов порядка, напр. анархического, которые размещаются на ней и свидетельствуют о невозможности полного отсутствия порядка, о хаосе, в котором общество не могло бы пребывать в течение продолжительного времени.

ВТ. Федотова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Социальная структура — Понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначит. Словарь по культурологии