простоты принцип

ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП — эвристический принцип, обобщающий опыт познания, согласно которому при прочих равных условиях предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция {теория, гипотеза, научно-исследовательская программа и т.п.). П. п. допускает различные интерпретации. Исторически первичной (восходящей к античности и Средним векам) можно считать метафизическую интерпретацию: объективный мир в своей основе разумен (рационален), П. п. является непременным атрибутом рациональности; следовательно, истинное знание о мире и путь к нему характеризуются П. п. Признаком П. п., сформулированным в терминах метафизики, в Средние века, напр., считалась минимизация исходных онтологических посылок рационального объяснения мира и его объектов. Такова позиция Оккама, выраженная в его методологической максиме «Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem» («He следует умножать сущности сверх необходимости»), которую он применял в полемике с аристотелизмом и платонизмом, отстаивая эмпирический фундаментализм и номинализм. Прагматическая интерпретация полагает П. п. как выражение естественного стремления к минимизации усилий для достижения практического результата любой деятельности (в гносеологическим аспекте П. п. выступает как требование «экономии мышления»).

В методологии науки эвристическое содержание П. п. выражается в различных и не сводимых друг к другу требованиях: обобщения и схематизации опытных данных, использования адекватного математического аппарата в естественнонаучных и близких к ним теориях, формализации структуры теорий, выбора наиболее простой теоретической схемы объяснения и предсказания и т.п. Понимание «П.» научного знания зависит от стиля научного мышления, от философской и общенаучной картин мира. Напр., в механико-динамической картине мира И. Ньютона и его последователей «П. п.» природы понимался как возможность сведения всего мирового многообразия к фундаментальным законам механики и теории тяготения. «Природа при бесконечном разнообразии своих действий проста только в своих причинах, и мы видим в ней небольшое число законов, рождающих огромное число явлений часто весьма сложных...» {Лаплас П. Изложение системы мира. Спб., 1861. Т. 1. С. 74). П. п. основных положений теории (естественнонаучной или математической) иногда идентифицируется с их очевидностью, интуитивностью. Так, Кант полагал геометрические постулаты Евклида априорными чувственными интуициями, а Пуанкаре подчеркивал связь между их интуитивной очевидностью и Природой. Однако подобные идентификации часто оказываются ошибочными; так, создание неевклидовых геометрий и общей теории относительности разрушило кантовский априоризм в понимании пространства.

С тех пор, как методология науки отказалась от услуг метафизики, на первый план вышли попытки выразить П. п. через понятия, играющие ключевую роль в логико-методологических моделях структуры и развития научного знания. Природа научных теорий связывалась с эмпирической верифицируемостью (логический эмпиризм), фальсифицируемостью (К. Поппер), с числом независимых посылок, используемых теориями при объяснении эмпирических данных (с минимизацией добавочных объяснительных допущений) ( Г. Шлезингер). Е. А. Мамчур предложила экспликацию понятия независимости посылок через понятие инвариантности; при выборе теоретических положений из эмпирически эквивалентных систем следует предпочесть более простую, т.е. ту, предпосылки которой инвариантны относительно более широкой группы преобразований. Понятие инвариантности позволяет связать определенность посылок теории с их информативностью; это, в свою очередь, дает возможность выразить в точных терминах такие характеристики теории, как объяснительный потенциал или степень логической организации.

П. п. как эвристический прием применим не только к структурным компонентам научных теорий, но и к выбору используемого в них математического аппарата. Предприняты попытки экспликации критерия П. п. физических гипотез через характеристические числа дифференциальных уравнений (Дж. Кемени) или путем ограничений на введение в теорию производных высших порядков для построения приблизительных математических моделей, допускающих последующие уточнения и усложнения (И.В. Кузнецов). Методологическая роль П. п. ощутима и в логике, где разрабатываются системы исчислений с минимальным числом аксиом и правил вывода; предлагаются логико-аналитические методы упрощения научных текстов без утраты их информативности, известны попытки связать эти методы с общей теорией систем (А.И. Уемов и др.); разрабатываются методы оценки П. п. научных теорий (Поппер и др.).

П. п. входит в «сеть» методологических принципов науки (симметрии, дополнительности, неопределенности и др.), составивших предметную область междисциплинарных исследований, в которых принимают участие философы и ученые различных специальностей.

В.Н. Порус

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП — ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП – эвристический принцип, обобщающий опыт познания, согласно которому при прочих равных условиях предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция (теория [ТЕОРИЯ], гипотеза [ГИПОТЕЗА], научно-исследовательская программа и т.п.). Новая философская энциклопедия