нус

НУС (от греч. vovc, — ум, разум, дух) — категория греч. философии, означающая разумное начало в человеке и мире. В отличие от др. ментальных терминов, Н. указывает на интуитивное целостное схватывание истины.

Категориальное значение Н. приобретает в философии Анаксагора как правящее, всепроницающее, всезнающее и ни с чем не сливающееся начало. Н. соединяет в себе целевой (предел стремлений) и причинный (задание вихревого ритма) принципы. У Платона Н. также спорадически выступает как организующее космос начало (Tim. 29d—31b). У Аристотеля Н. — системная категория, обозначающая разум в двух аспектах: 1) как мировой перводвигатель и цель всего сущего (Met. XII); 2) как высшая познавательная способность души, «форма форм» (Dean. Ill, 8). Аристотель различает актуальный Н. — бессмертный и тождественный своему предмету, — и потенциальный Н., пассивно и фрагментарно отражающий истину. Бессмертна та часть души человека, которая смогла причаститься активному Н.

Позднеантичная философия пытается так или иначе суммировать учения Платона и Аристотеля о Н. Наиболее важная версия — неоплатонизм. У Плотина Н. — средний элемент в троичной иерархии мира. Он порожден Единым и, в свою очередь, порождает Душу. Сам по себе он — бытие, прекрасный космос божественных идей-образцов, принцип двойственности (как субъект-объектная диада). Поздний неоплатонизм (Ямвлих, Прокл) дает более изощренную дифференцированную структуру Н. Средневековая христианская философия сохраняет античную семантику Н, отождествляя его с универсумом ангелов и с высшими состояниями в молитвенной практике. Лат. аналог Н. — intellectus. Позднейшая традиция сохраняет содержание концепта в рубрике «Разум», иногда противопоставляя его дискурсивному «рассудку». Особенно близки античной теории Н. учения о Разуме в философии Г. В. Ф. Гегеля и Ф. Шеллинга.

АЛ. Доброхотов

Лит.: Посев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994; Романский И Д Анаксагор. М, 1972; Савельева ОМ. Содержание понятия «нус» в греческой литературе VII—VI вв. до н.э. // И з истории античной культуры. М., 1976; Брентано Ф. Психология Аристотеля в свете его учения о vovc, тюптпка; (главы из книги) // Историко-философский ежегодник. 2002. М., 2003; Peters P.E. Greek philosophical terms. N.Y., 1967.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Нус — (греч. nús — мысль, ум, разум) одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. В древнегреческой натурфилософии (6—5 вв. до н.э.)... Большая советская энциклопедия
  2. НУС — НУС (греч. νοῦς – разум, мысль, дух) – ум, термин греческой философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания – в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (дианойя [ДИАНОЙЯ]). Новая философская энциклопедия
  3. нус — орф. нус, -а (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  4. НУС — • начальник узла связи Сокращения, применяемые в СССР
  5. НУС — НУС (греч. nus — ум, мысль, разум) — одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Большой энциклопедический словарь
  6. Нус — (греч. nus – мысль, ум, разум) – одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. В стоицизме нус сближается с логосом. Латинский перевод термина «нус» – интеллект. Словарь по культурологии