ничто

НИЧТО — онтологическая категория, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей или бытия вообще. Противоположна таким понятиям, как нечто, сущее, бытие. В истории философии Н. часто отождествлялось с небытием. Иногда эти понятия разграничивались, причем небытие толковалось как более абстрактное, чем Н., отрицание бытия. Как самостоятельная категория впервые появляется у Демокрита в учении о бытии (атомах) и пустоте (Н. — o>8ev) в качестве условия существования множества, движения и изменения. Софист Горгий трактует Н. как оборотную сторону элейского бытия. В онтологии Платона и Аристотеля Н. (как «не-сущее» — ufpt)) — противоположность мира эйдосов, их «иное», материя для воплощения копий эйдосов. По отношению к эйдетическому бытию Н. — чистая возможность пассивность и зависимость, и эти качества оно привносит в каждую конкретную вещь. Платон отмечает, что Н., непознаваемое в строгом смысле, схватывается «незаконнорожденным суждением». У Плотина возникает тема тождества Н. и зла: суть зла в отсутствии или недостатке бытия. Позднее эта идея была использована христианской теодицеей, — в частности Августином, лишавшим зло онтологического статуса.

В христианской философии античные представления о Н. использовались для толкования догмата о творении мира Богом из ничего (ex nihilo). H. занимает центральное место в христианской и исламской апофатике (Ареопагитики, Иоанн Скотт Эриугена, Ибн Рушд, Николай Кузанский), для которой адекватным путем приближения мысли к Богу было последовательное отбрасывание определенностей, что делало тождественными для познания божественную полноту и Н. Прямое отождествление Бога и Н. встречается в позднесредневековой философии: каббалистическая традиция, М. Экхарт и идущая от него традиция немецкой мистики. В этом же русле — построения Я. Беме и позднего Ф. Шеллинга, для которых всякое нечто есть самоограничение раскрывающегося Бога, а Бог в себе — Н. и «безосновность». В начале XIX в. Ф. Г. Якоби вводит в оборот понятие «нигилизм» (не без опоры на исторические коннотации nihil) как характеристику философии И.Г. Фихте и Шеллинга. (Связь Н. и нигилизма в дальнейшем тематизируют Ф. Ницше и М. Хайдеггер.) Г.В.Ф. Гегель включает Н. (Nichts) в свою систему «Логики», где оно становится — синтезируясь со своей диалектической противоположностью, бытием — исходным пунктом движения категорий. В его «Логике» заметно функциональное отличие Н. как конкретно-негативного полюса каждой позитивности от небытия как более абстрактной противоположности бытию. Так, Н. по отношению к сущности (а не к бытию) имеет собственный термин — Nichtig. У С. Кьеркегора тема Н., связанная с анализом переживания греховности, вбирает в себя богословский и психологический аспект, впервые описывая феноменологию данности Н. в сознании («Понятие страха»). В целом в философии 19 — начала 20 вв. интерес к проблеме Н. угасает, что связано с упадком традиционной метафизики. А. Шопенгауэр, Ницше и А. Бергсон отвергают даже осмысленность понятия Н. Однако уже в философии постверсальской Европы нарастает интерес к метафизическому ресурсу категории Н. Фундаментальную роль играет концепт Н. в философии Хайдеггера и Ж.П. Сартра. Хайдеггер собирает воедино многие мотивы западноевропейской и, возможно, восточной темы Н. Ощутимо влияние негативной теологии, рейнской мистики, Шеллинга, Кьеркегора. Особое переживание зависания сознания в безосновности Н. является, по Хаидеггеру, едва ли не единственным путем обретения утраченной целостности бытия и аутентичности человеческого существования («Что такое метафизика»). Сартр особо разрабатывает тему тождества Н. и свободы: Н. приходит в мир вместе с человеческим сознанием (человек — «дыра» в бытии) и позволяет ему вырваться из плотного овеществленного мира в измерение абсолютной свободы («Бытие и ничто»). В целом, для ряда течений 20 в. характерно стремление реставрировать проблему Н. (неопротестантская теология, православная религиозная философия в России, экзистенциализм).

См. также Бытие.

АЛ. Доброхотов

Лит.: Рубене М.А. Онтология и «ничто» у М. Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига. 1988; Петров В.В. Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса // Историко-философский ежегодник'96. М., 1997; Sein und Nichts in der abendlandischen Mystik. Freiburg im Br. — Basel, 1984.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ничто — Категория ряда идеалистических систем онтологии (См. Онтология), означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще. В истории идеалистической философии начиная с античности можно проследить два основных подхода... Большая советская энциклопедия
  2. НИЧТО — НИЧТО – отсутствие, небытие конкретного сущего или вообще бытия – один из базовых концептов в ряде систем онтологии. В истории философии, начиная с античности, можно проследить два альтернативных подхода к ничто. Новая философская энциклопедия
  3. ничто — ничего, ничему, ничем, ни о чём; мест. отрицат. 1. (в сочетании с предлогами пишется раздельно: ни за что, ни для чего, ни у чего, ни с чем, ни при чем и т. д.). Малый академический словарь
  4. ничто — Ни/что́, ни/ч/его́, ни/ч/ему́, ни/ч/е́м, ни о ч/ём. Морфемно-орфографический словарь
  5. ничто — орф. ничто1, ничего, ничему, ничем, ни о чём ничто2, нескл., с. (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  6. ничто — Ничто иное или ничто другое (кроме) — ни один (предмет, дело, явление) (не смешивать с не что иное, как...). ► Ничто иное меня не занимает. Ничем ничего (обл.) — совсем ничего. ► Нету ничем ничево-то, кроме трясины и мхов! Некрасов. Фразеологический словарь Волковой
  7. Ничто — I. Все сущее — это результат Божьего творения, для к-рого не было никаких объективных предпосылок. Все видимое сотворено из ничего «Богом... называющим несуществующее, как существующее» (Быт 1 и Евр 11:3; Рим 4:17). II. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. ничто — см. >> ничего Словарь синонимов Абрамова
  9. ничто — местоимение, употр. часто 1. Ничто — это ни один, никакой предмет, ни одно, никакое явление, дело и т. д. Его почти ничто не интересует. | Нас ничто не связывает. | Он так ничему и не научился. | Доказать ничего нельзя. Толковый словарь Дмитриева
  10. ничто — ВСЁ — НИЧТО Есть души, которые довольствуются кое-чем — даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых — все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемневшей славы. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова. Словарь антонимов русского языка
  11. ничто — НИЧТО [шт], ничего, ничему, ничем, ни о чём (в сочет. с предлогами пишется раздельно: ни за что, ни для чего, ни у чего, ни с чем, ни при чём и т.п.); местоим. сущ. (в отрицат. предл.). Ни один, никакой предмет, ни одно, никакое явление, дело и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  12. ничто — НИЧТО, ничего, ничему, ничем, ни для чего, ни у чего, ни с чем, ни о чём. 1. мест. отриц., с последующим отрицанием. Ни один предмет, ни одно явление. Его н. не волнует. 2. ничто, за ничто, ничем, ср. Толковый словарь Ожегова
  13. ничто — НИЧТ’О [что], Ничего, ничему, ничем, ни о чём (см. §72), ср., мест. ·отриц. 1. Ни один (предмет, дело, явление). «Из ничего не выйдет ничего.» (посл.) «Ничто не трогало его.» Пушкин. «Уж если делать — так всё или ничего.» А.К.Толстой. Толковый словарь Ушакова
  14. ничто — ничто́ укр. нiщо́, др.-русск., ст.-слав. ничьто(же), наряду с ничьже (Клоц.), род. п. ничесо, болг. ни́що, сербохорв. ни̏шта, род. п. ни̏чега, словен. nìč, род. п. ničȇsar, чеш. nic, род. п. ničeho, слвц. nič, польск. nic, в.-луж. ničo, н.-луж. niсо. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. НИЧТО — НИЧТО — категория ряда философских систем, означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще. Большой энциклопедический словарь
  16. ничто — ничто I ср. 1. Предмет, не имеющий никакой цены. 2. перен. То, что лишено всякого значения; пустяк. II предик. разг. Оценочная характеристика кого-либо как ничего собою не представляющего, являющегося чуждым, постороним. III местоим. Ни один предмет, ни одно дело, никакое явление. Толковый словарь Ефремовой
  17. ничто — НИЧТО местоим. отриц. для предметов неживых, неодушевленных, безличных, как никто для личных; никакая вещь, никоторый предмет, ни одно дело. Сколько добра на ничто извел, ни на что, попусту. Ему все ничего; ему все нипочем. Ничем ничего. Толковый словарь Даля