коллективное бессознательное

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер — сознания и бессознательного, которые компенсаторно дополняют друг друга и вместе образуют тотальность психического. Бессознательное, рассмотренное со структурной точки зрения, состоит из личного и К. б. Личное бессознательное содержит утерянные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) мучительные представления, подпороговые восприятия, которые не были достаточно сильными, чтобы достичь сознания; и, наконец, содержания, которые еще сознательно не созрели. Однако бессознательное содержит в себе не только личностное, но и неличностное, коллективное, в форме наследственных категорий, или архетипов.

В бессознательном выделяются уровни, которые характеризуются мерой архаичности; этим уровням ставится в соответствие коллективный опыт человечества, опыт группы народов, отдельной расы, племени, рода и семьи. Уровням К. б. соответствует архаичность архетипических представлений. Согласно Юнгу, древние мистерии возрождения и закон сохранения энергии представляют собой разную, по архаичности, форму выражения общего архетипического представления.

В бессознательном существует тенденция, способствующая возникновению и развитию сознания. Для структурного описания сознания и бессознательного Юнг использует понятия установки (интроверсия и экстраверсия) и психической функции (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Доминирующая функция и тип установки определяют тип сознательного способа реагирования. Функция, противоположная доминантной, неполноценная, плохо дифференцированная и архаичная, — конституирует бессознательное. Опыт, поставляемый недифференцированной функцией и установкой, переживается сознанием как чуждый, и если наступает нечто подобное, то идеи — весьма чужеродные — могут одолеть человека, совершенно здорового в другое время.

Отношения между сознанием и бессознательным описываются как единство и борьба противоположностей (принцип энанциодромии, «бег навстречу друг другу»). Компенсаторные в норме отношения между двумя структурами могут перейти в конфликт при вторжении содержаний бессознательного в сознание, не способного к ассимиляции этого опыта. Развитие сознания сопровождается развитием «персоны» — «компромиссом между индивидуумом и социальностью». В топологической модели психики «персона» рассматривается как «фрагмент» коллективной психики. Последующее развитие описывается как процесс индивидуации, цель которого состоит в обретении своей истинной самости. Последнее понятие «с одной стороны, достаточно определенно, чтобы быть средством воплощения идеала человеческой цельности, а с другой стороны, достаточно неопределенно, чтобы выражать неописуемость и неопределенность этой целостности» (Юнг К.Г. Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 247). Этот процесс, инициируемый К. б., проявляется в том, что судьба, или ананке, ставит перед человеком непредвиденные проблемы. Подобный опыт зафиксирован в древних обрядах инициации и в ритуалах жертвоприношения.

Для объяснения взаимовлияния сознания и бессознательного Юнг вводит понятие синхронистичности, с помощью которого описывается акаузальная связь между явлениями. Суть данного принципа состоит в том, что, события кажущиеся случайными (с точки зрения сознания), события могут иметь внутренний глубинный смысл.

Архетипы появляются в процессе индивидуации в определенном порядке; по доминирующему архетипу выделено, соответственно, 4 ступени индивидуации. На стадии Тени перед человеком стоит задача ассимиляции и осознания вытесненных сторон личности, развитие недифференцированных функций. На стадии Анимы и Анимуса происходит ассимиляция и осознание женских сторон в психике мужчины и мужских сторон в психике женщины. Форма манифестации, а также негативный и позитивный аспекты архетипов Анимы и Анимуса, зависят и от индивидуального опыта, связанного с переживанием «материнского» и «отцовского». Архетипы Анимы и Анимуса определяют паттерн супружеских отношений. На 3-й ступени происходит ассимиляция архетипа значения, и, наконец, на 4-й — архетипа Самости.

Т.А. Ребеко

Лит.: Юнг К.Г. Отношения между Я и бессознательным. М., 1994. С. 192; Юнг К.Г. Сознание, бессознательное и индивидуация // Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1966; Юнг К.Г. Отношения между Я и бессознательным // Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – см. Бессознательное. Новая философская энциклопедия
  2. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — англ. collective unconscious; нем. Unbewu?tes, kollektive. 1. Совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании индивида (или представленных с недостаточной степенью осознанности)... Социологический словарь
  3. коллективное бессознательное — Термин из концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, т. е. всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы хранятся в К.б. Этнографический словарь
  4. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д. Новейший философский словарь