Харрис

Марвин Хáррис (Harris) (1927-2001)

амер. культур-антрополог, проф. Колумбийского ун-та, в 1963-66 возглавлял отделение антропологии ун-та. Выступал с лекциями во всех наиболее значит. колледжах и ун-тах США. Полевые исследования проводил в Мозамбике, Бразилии, Эквадоре и Индии. Известен своими работами в области этнографии, этнологии и теории культуры по след. направлениям: расовые взаимоотношения в Бразилии; культурная экология; экон. антропология; история теор. мысли в антропологии и т.д. Осн. методол. подход X. в научной лит-ре (в т.ч. в отечественной) приравнивается к культурному детерминизму и часто сопоставляется с марксизмом. X. определяет свою исследоват. стратегию как Культурный материализм. С его т. зр. культурный материализм связывает в единое целое экологич. и социокультурное направление в антропологии.

X. основывается на материалистич. объяснении социальной действительности. Его теория строится на исследовании взаимосвязи демогр. давления на природную среду и ее реакции в опр. социокультурных системах. Исходя из физич. сущности человека (потребности в пище и т.д.), Х. выявляет четыре универсальных уровня человеч. организации:

1) инфраструктура производства и воспроизводства (человека);

2) структура бытовой и полит. экономии;

3) суперструктура социальных отношений;

4) ментальная (интеллектуальная), или эмическая суперструктура.

Каждый из этих уровней — детерминанта для последующего. Практически теория X. представляет собой вариант экологич. детерминизма. X. приводит аргументацию экологич. характера для выяснения причин возникновения запретов на пищу, разнообразных табу и каннибализма, к-рые, согласно сложившейся антропол. традиции, интерпретировались как рез-т религ. практики. X. полагал, что культурная эволюция человека происходит в рамках канала, границы к-рого определяются культурными и экологич. условиями, в то время как способы производства определяют природу этого канала.

X. не был формально учеником Л. Уайта, но фактически разрабатывает проблемы, являющиеся центральными для культурно-эволюционного направления в культурной антропологии США (см. Культурно-эволюционная школа).

Соч.: The Rise of Anthropological Theory. N.Y., 1968; Cows, Pigs, Wars and Witches: The Riddles of Culture. N.Y., 1974; Cultural Materialism: The Struggle for a Science of Culture. N.Y., 1980; America Now: The Anthropology of a Changing Culture. N.Y., 1981; Cultural Anthropology. N.Y., etc., 1983.

Л.А. Мостова.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Харрис — (Harris) Сеймур Эдвин (р. 8.9.1897, Нью-Йорк), американский экономист. Окончил Гарвардский университет (1920), где преподавал в 1922—64 (с 1945 профессор). В 1964—72 профессор экономики Калифорнийского университета. Большая советская энциклопедия
  2. Харрис — (Moses Harris) — английский энтомолог и гравер на меди, родился в 1734 г., ум. в конце XVIII стол.; его работы мало известны и представляют библиографическую редкость. X. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. ХАРРИС — ХАРРИС (Harris) Рой (1898-1979) — американский композитор. Используя фольклор, создал ярко национальный музыкальный стиль. Балеты, симфонии (5-я, посвященная советскому народу, 1942) — камерно-инструментальные ансамбли, хоры и др. Большой энциклопедический словарь