Синтез

греч. synthesis — соединение, сочетание, составление.

☼ соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы.

Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно корреспондирует с такими терминами, как “диалог культур”, “общение культур” (В. Библер), “концерт культур” (Г. Померанц) и др., и, следовательно, подразумевает взаимодействие культур разных регионов, стран, наций, их взаимообогащения. Такого рода взаимовлияния обнаружились, например, в ходе араб. посредничества в преемственности зап. цивилизации по отношению к античной; в вост. влиянии в рыцарском ср.-вековье Европы; в символике дантовских образов, заимствованной у известного мусульманского философа-эзотериста Мухиддина ибн-Араби; в широко использованных в эпоху Возрождения мотивах классич. Иран. и араб. поэзии (включая и само понятие гуманизма); в применении визант. канонов в архитектуре Зап. Европы; в островитянских сюжетах картин Гогена и т.д.

Тенденция расширяющегося взаимовлияния культур особенно актуальна для 20 в., что выразилось, в частности, в популяризации на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма, в насыщенности европ. культуры афроамер. мотивами, в размыве различий между “своим” и “чужим”.

Громадная роль в этом процессе принадлежит средствам массовой коммуникации. Сами продукты массмедиа с культурной т.зр. интегративны по своей природе. Сегодня с полным правом можно говорить о существовании всемирной культуры, к-рая, в отличие от мировой культуры как совокупности разл. культурных образований, представляет собой единую интегрированную систему общечеловеч. культуры.

В культурологии в теор. плане проблема С. искусств наиболее четко разработана в искусствознании. Особенно “подвижные”, переломные этапы в истории худож. культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Таковы, напр., теор. и творч. искания йенских романтиков, худож. поиски Р. Вагнера, стилистика модерна, теория и практика Символизма и т.д.

Совр. теория С. искусств раскрывает принципы классификации многочисл. видов соединений разл. худож. стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений. Основополагающим принципом взаимодействия искусств в С. является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди к-рых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетич. целого. При этом многовековая и совр. худож. практика дают примеры безграничного разнообразия синтетич. соединений разл. видов худож. деятельности.

С громадной силой тяготение к взаимообогащению разл. культур сказалось в России. Специфика культурного развития России во многом обусловлена ее открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении “высокосинтетич. способности всепримиримости, всечеловечности” (Достоевский) усматривали рус. философы (Бердяев, Вл. Соловьев, Достоевский и др.) истор. миссию России.

Эти идеи нашли отражение в рус. эстетике и искусстве нач. 20 в., важнейшим направлением к-рого стало стремление к осуществлению всеобщего С. искусств, к превращению искусства в некое вселенское соборное действо, в жизнетворчество, призванное изменить мир (А. Белый, А. Скрябин, Вяч. Иванов, Вл. Соловьев). В их концепциях С. искусств представлен не как обогащение одних видов худож. творчества выразит. средствами других видов, а как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеч. творчества.

В опр. смысле культура синтетична как целостная система, включающая в себя разл. сферы духовной жизни.

Лит.: Конрад Н.И. Запади Восток: Статьи. М.. 1972; Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978; Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // ВФ, 1989, № 6; Бердяев Н.А. Рус. идея. Осн. пробл. русской мысли XIX века и начала XX века // О России и рус. филос. культуре: философы рус. послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Munro Th. The Arts and their Interrelations. Cleveland, 1967 Levinson J. Hybrid Art Forms // The Journal of Aesthetic Education. V. 18. 1984. № 4.

Н.Д. Ирза.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Синтез — (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему (См. Система)), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин «С. Большая советская энциклопедия
  2. синтез — -а, м. 1. Метод научного исследования, состоящий в изучении предмета, явления в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей; противоп. анализ. || Соединение, обобщение. Малый академический словарь
  3. СИНТЕЗ — СИНТЕЗ (от греч. σύνβεσις – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. Новая философская энциклопедия
  4. СИНТЕЗ — СИНТЕЗ (от греч. synthesis — соединение) — англ. synthesis; нем. Synthese. 1. Соединение, сочетание различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания. Социологический словарь
  5. синтез — Си́нтез/. Морфемно-орфографический словарь
  6. синтез — орф. синтез, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. синтез — 1. Объединение элементов (отдельных более мелких ниц) в более глубокие (глобальные) единицы. 2. Говорение — активная грамматика — переход от значения к форме — порождение сообщения. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  8. синтез — СИНТЕЗ а, м. synthèse f. < гр. synthesis соединение, составление. 1. Метод научного исследования явлений действительности в их целостности, во взаимодействии их частей. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Синтез — (от греч. synthesis — сочетание, составление) соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). С. — одна из осн. мыслительных операций. Педагогический терминологический словарь
  10. синтез — Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где synthesis < греч. synthesis. См. тезис. Синтез буквально — «совокупность положений, выводов». Этимологический словарь Шанского
  11. синтез — АНАЛИЗ — СИНТЕЗ Аналитический — синтетический (см.) аналитически — синтетически анализировать — синтезировать Сначала ум человеческий дробит предмет, рассматривает, так сказать, монады его — вот анализ; потом складывает их и получает полное познание... Словарь антонимов русского языка
  12. Синтез — (греч. synthesis соединение) в психологии — психический процесс объединения отображаемых предметов и явлений в единое целое; совместно с анализом обеспечивает формирование понятий и мышление. Медицинская энциклопедия
  13. СИНТЕЗ — (от греч. synthesis — соединение, сочетание) — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин «С. Большой психологический словарь
  14. синтез — СИНТЕЗ [тэ], а, м. 1. Метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. 2. Получение сложных химических соединений из более простых (спец.). С. органических веществ. Толковый словарь Ожегова
  15. синтез — С’ИНТЕЗ [тэ], синтеза, мн. нет, ·муж. (·греч. synthesis — соединение). 1. Метод исследования — установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа (научн., филос.). Синтез явлений. Толковый словарь Ушакова
  16. синтез — СИНТЕЗ [тэ], -а; м. [от греч. synthesis — соединение, сочетание] 1. Метод научного исследования, состоящий в изучении предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей; обобщение, соединение данных, добытых методом анализа. Толковый словарь Кузнецова
  17. синтез — [тэ], синтеза, мн. нет, м. [греч. synthesis – соединение]. 1. Метод исследования – установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа (науч., филос.). Большой словарь иностранных слов
  18. СИНТЕЗ — СИНТЕЗ (от греч. synthesis — соединение) — соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы). Большой энциклопедический словарь
  19. синтез — си́нтез Через польск. syntezys или непосредственно из лат. synthesis от греч. σύνθεσις "составление". Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. синтез — синтез м. 1. Метод научного исследования явлений действительности в их единстве и целостности, во взаимодействии их частей. || Обобщение, сведение в единое целое. 2. перен. Органическое сочетание различных компонентов в едином целом. Толковый словарь Ефремовой