Обращение

☼ принятие определенной (религиозной или философско-моралистической) доктрины и вытекающих из нее норм поведения. Пока нравственность не отделилась от автоматически действующих бытовых норм и личное моральное сознание отождествляло себя с общественным мнением родового, этнического, полисного и т. д. коллектива, самостоятельный выбор образа мыслей и образа жизни был невозможен: человек мог нарушать общепринятые нормы, но не мог искать для себя другие. То же относится и к религиозным формам сознания. Только разрушение автоматизма традиционных оценок сделало жизненную позицию индивидуума проблемой и расчистило место для психологии О. Для античной культуры феномен философско-моралистического О. (с более или менее религиозной окраской) становится возможным с VI в. до н. э. (орфики и пифагореизм впервые предлагают свой «образ жизни», альтернативный к общепринятому), типичным — после выступления софистов и Сократа, центральным и определяющим — в эпоху эллинизма и Римской империи. Авторитет традиции вступает в борьбу с авторитетом философской доктрины (Сократ и другие философы обвинялись, в частности, в подрыве родительской власти), но не выдерживает его конкуренции. В условиях всеобщей общественной деморализации философия все решительнее выставляет претензию быть «искусством жизни», единственным источником правильной моральной ориентации личности. Дуалистическое противопоставление неразумной житейской рутины и спасительного «учения» одинаково характерны для киников, эпикуреизма и стоицизма. Отношение к основателям школы строится (даже в нерелигиозном эпикуреизме) по модели религиозного представления о «спасителе» (ср. у Лукреция III, 14-16, обращение к Эпикуру: «Ибо лишь только твое, из божественной мысли возникнув, Стало учение нам о природе вещей проповедать...»).

В большом количестве создаются легенды об О. к философии далеких от нее людей. К началу нашей эры вербовка обращенных приводит греко-римскую философию к методам уличной проповеди. Параллельно идет развитие религиозного прозелитизма. Особую активность на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. проявляет иудаизм, древневосточные культы Римской империи (египетские, малоазийские, персидские) также выходят из своих этнических рамок. В Средней и Восточной Азии с широкой пропагандой своих жизненных установок выступает буддизм. Христианство (как впоследствии ислам) с самого начала ставит перед собой как первоочередную практическую задачу О. всего человечества (Лк. 2:30-32; Деян. 13:47 и др.). Разрабатывается идеал профессионального проповедника, который, чтобы заставить себя слушать, способен стать «всем для всех» (1 Кор. 9:22); это способствует динамичности новой веры, широко усваивающей и перерабатывающей самые различные идеи и представления.

Техника проповеди, этико-психологическое осмысление акта О. и его терминологическая характеристика заимствуются у позднеантичной философии и восточной религиозной пропаганды, но переживание О. становится более интенсивным. В сочинениях, приписываемых апостолу Павлу, О. интерпретируется как радикальное духовное перерождение, как подобие смерти, из которой человек «воскресает» к новой жизни и уже на земле живет как бы по ту сторону смерти (Рим. 7:4-5). Это новое понимание О. приобретает особое значение для последующей эпохи, когда адептами христианской религии становятся высокообразованные люди, кровно связанные с традициями языческой культуры и способные к сложной индивидуалистической рефлексии. Переживание ими О. как мучительного перелома давало богатый материал для психологического самоанализа [напр., в лирике Григория Назианзина (ок. 330 — ок. 390) или Павлина Ноланского (IV в.)], пробивая брешь в традиционном античном понимании человеческого характера как неизменной данности; высшее достижение рефлектирующего автобиографизма на основе идеи О. — «Исповедь» Августина с ее невозможной для классической античности картиной становления личности.

Когда христианству удается достичь (в известных географических пределах) полного господства и О. как переход в новую веру оказывается возможным лишь вне этих пределов, в отношении к проблеме О. выявляются два мировоззренчески противоположных понимания религии. Социально-организующие претензии Церкви требуют максимальной стабилизации духовной (в т. ч. и религиозной) жизни. С этой точки зрения вера — не предмет переживания, но беспрекословное включение себя в структуру церковной иерархии и принятие этой иерархии как само собой разумеющейся данности: чем механичнее будет происходить этот процесс, тем лучше. Именно такая тенденция торжествует в эпоху раннего Средневековья как в восточном, так и в западном христианстве. Этико-психологическая традиция, идущая от Павла и Августина и требующая от верующего интенсивного переживания все новых и новых ступеней О. (самопреодоление, «покаяние»), находит себе, как и религиозный индивидуализм вообще, единственное прибежище в сфере монашеского аскетизма, особенно на Востоке (Иоанн Лествичник, Исаак из Антиохии).

Кризис феодальной формации и рост религиозного индивидуализма создают возможности для нового расцвета психологии О. как интимного самоуглубления в еретических движениях (богомильство, альбигойцы и др.), индивидуалистической рефлексии мистиков (Бернард Клервоский, Бонавентура), предреформационных кружках «Братьев общей жизни» («Fratres communis vitae») и «Современного благочестия» («Devotio moderno»). С другой стороны, негативное отражение идеи религиозного О. можно видеть у провозвестника новой, иррелигиозной культуры Ф. Петрарки: в его диалоге «О презрении к миру» восходящий к Августину мотив О. снова становится инструментом психологического самоанализа, но на этот раз самоанализ выявляет, по сути дела, невозможность О. для человека Возрождения, т. е. подлинного подчинения его внутренней жизни христианским нормам.

Борьба Реформации и Контрреформации, создав возможность выбора между конкурирующими вероисповеданиями, возрождает психологию религиозного О. в ее исконном виде (ср. биографии Лойолы, Лютера и других деятелей эпохи). По Лютеру, человек должен непрерывно вновь и вновь переживать динамику О.: «Наша жизнь — не пребывание в благочестии, но обретение благочестия, не здоровье, но выздоровление, не бытие, но становление...» (цит. по кн.: HertzschE., Die Wirklichkeit der Kirche, Halle, 1956, S. 15). Сентиментально-индивидуалистические полусектантские религиозные течения, широко возникающие в XVII в. в русле как католицизма (янсенизм), так и протестантизма (пиетизм), исходят из резкого противопоставления избранников, прошедших через О., и массы верующих, приемлющих религию чисто формально.

В последующие эпохи понимание О. как тотального душевного кризиса реставрируется (и усиливается) в религиозном индивидуализме Кьеркегора (учение об абсолютном «отчаянии» как необходимой предпосылке всякого религиозного переживания); в XX в. эта концепция становится краеугольным камнем религиозных вариантов экзистенциализма (неоортодоксия, учения Ясперса, Марселя и др.). Выросшая на основе христианского понимания О. идея внутренней катастрофы, чувства отчаяния и отвращения к себе как единственного пути к подлинному «познанию» усваивается и теми представителями поздне-буржуазного пессимизма и иррационализма, которые не приемлют христианство как позитивную доктрину, — Ницше, Хайдеггером и другими. Эта идея пронизывает и весь современный

Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Обращение — I Обраще́ние слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. О. может быть употреблено вне предложения или в его составе; грамматически оно не связано с членами предложения. Большая советская энциклопедия
  2. обращение — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. обратить—обращать и обратиться—обращаться. Обращение простых дробей в десятичные. Обращение в христианство. Обращение к науке. Обращение крови. 2. Поведение, поступки, действия по отношению к кому-л. Малый академический словарь
  3. ОБРАЩЕНИЕ — ОБРАЩЕНИЕ — англ. circulation (1)/ conversion (2, 3)/address (4)/appeal (5); нем. Umlauf"/Zirkulation. 1. В экономике — процесс смены форм стоимости, связывающий производство с распределением и потреблением, форма обмена продуктов труда, денег и др. Социологический словарь
  4. обращение — Обращ/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  5. обращение — орф. обращение, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. обращение — Слово или словосочетание, называющее человека иди предмет, к которому обращается говорящий или пишущий. О. используется для привлечения внимания собеседника, читателя. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. обращение — • бесчеловечное ~ Словарь русской идиоматики
  8. обращение — Слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь. Обращениями служат собственные имена людей, названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию... Словарь лингвистических терминов Розенталя
  9. обращение — Возвращение из рабства греху и восстановление общения с Богом через покаяние. Краткий церковнославянский словарь
  10. обращение — см. >> приказ Словарь синонимов Абрамова
  11. обращение — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? обращения, чему? обращению, (вижу) что? обращение, чем? обращением, о чём? об обращении; мн. что? обращения, (нет) чего? обращений, чему? обращениям, (вижу) что? обращения, чем? обращениями, о чём?... Толковый словарь Дмитриева
  12. обращение — Характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и других объектов собственности посредством купли-продажи. Большой бухгалтерский словарь
  13. обращение — Проявление отношения к кому-либо; характер обхождения с кем-либо; манера держаться в обществе. Бесцеремонное, важное, вежливое, галантерейное (устар. Словарь эпитетов русского языка
  14. обращение — ОБРАЩЕНИЕ -я; ср. 1. к Обратить — обращать, Обратиться — обращаться. О. простых дробей в десятичные. О. в христианство. О. к науке. 2. Призыв, речь; воззвание. О. Всемирного конгресса сторонников мира. Новогоднее о. президента к народу. Толковый словарь Кузнецова
  15. обращение — ОБРАЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. обратить, ся и обращаться. 2. Проявление отношения к кому-чему-н. в поведении, в поступках. Ласковое о. с ребенком. Небрежное о. с вещами. 3. Призыв, речь или просьба, обращённые к кому-н. О. к народу. Выступить с обращением. Толковый словарь Ожегова
  16. обращение — ОБРАЩ’ЕНИЕ, обращения, ср. 1. только ед. Действие по гл. обратить-обращать (·книж. ). Обращение язычников. Обращение в простые дроби. 2. только ед. Действие и состояние по гл. обратиться и обращаться в 1 и 3 ·знач. (·книж. ). Обращение куколки в бабочку. Толковый словарь Ушакова
  17. ОБРАЩЕНИЕ — ОБРАЩЕНИЕ — в языкознании — слово или сочетание слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращение может быть употреблено самостоятельно или в составе предложения, не будучи грамматически с ним связано. Большой энциклопедический словарь
  18. ОБРАЩЕНИЕ — (ТОВАРОВ, ДЕНЕГ, ЦЕННЫХ БУМАГ) обмен посредством купли-продажи, одна из форм движения ценностей в процессе их воспроизводства, охватывающая преимущественным образом торговую сферу; фаза воспроизводственного цикла. Экономический словарь терминов
  19. обращение — обращение I ср. 1. Процесс действия по гл. обратиться, обращаться I 4. 2. Результат такого действия; призыв, воззвание, речь или просьба, адресованные к кому-либо. II ср. 1. Процесс действия по гл. обратиться, обращаться II 3., 5. Толковый словарь Ефремовой