Мораль

(лат. moralis – нравственный)

одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех сферах общественной жизни. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой.

............

☼ форма культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в об-ве. Возникает из потребности установления межличностной коммуникации на базе ценностей, гарантирующих сохранение человеч. рода и достоинство каждого, принадлежащего к нему. Существует особый язык М., санкционирующий специфич. способ отношений между людьми, отличный от иных типов нормативной регламентации межличностных связей, складывающихся в сфере общепринятых обычаев, права, политики и т.д. Моральный дискурс опирается всегда на нек-рый корпус принципов, норм и идеалов человеч. жизни. Стремление обосновать М. путем апелляции к онтологич. конструкциям сущностного порядка, представлениям о человеч. природе — специфич. черта классич. этич. мысли античности, ср.-вековья и Нового времени, чьи традиции продолжают в 20 в. светские доктрины натуралистич. ориентации, религ. школы. Радикально иной подход к проблемам М. отстаивают сегодня сторонники разл. версий антропол., аналитич. и праксеологически центрированной этики. Отрицание предзаданной сущности человека, тезис об универсальной ценности свободы как инструмента самосозидания в учении экзистенциализма звучали как вопрос о правомерности поисков общезначимых норм морали. Позитивистски инспирированная метаэтика фокусировалась на логич. и семантич. анализе языка М. В кругах ее теоретиков популярна мысль о плюрализме и несоизмеримости систем М., доминирующих в разл. культурах. Стремясь преодолеть крайний релятивизм, сопряженный с кризисом классич. этики, теоретики неофранкфурт. школы К.-О. Апель и Хабермас пытаются обосновать универсальные нормы М., исходя из анализа межличностной коммуникации. Они предлагают вариант коммуникативной этики, получивший широкую известность и признание. Язык М. нормативен. При нравств. оценке того или иного акта индивидуальной или групповой деятельности остается как бы в стороне ее инструментальная ориентация и даже успех или неудача. Достигнутый прагматически полезный результат может быть осужден моральным вердиктом, а то, что кажется крахом надежд, получит нравств. одобрение. Нравств. суждения призваны сформировать опр. отношение к конкр. действиям, тем или иным типам поступков в человеч. сооб-ве. Они всегда ориентированы на партнера по диалогу, его реакцию, хотя и варьируются по своей структуре и содержанию. В любом случае нравств. суждение содержит два элемента — описательный и нормативный. Описание фиксирует деяния индивида или группы людей, в то время как нормативный элемент запечатлевается в предписании того или иного типа поведения или же оценке совершенного. Само долженствование представлено как бы объективно, отстраненно от того лица, к-рое его выражает. По сути не важно, кто является носителем утверждения о нравственно должном или оценки к.-л. поступка. Главное — сама норма, ее соблюдение или несоблюдение, когда речь заходит об оценке поступка личности. Моральный дискурс позволяет произвести перемену ролей между носителем и исполнителем должного, ибо оба они в одинаковой степени подпадают под действие нормы. Моральная санкция относительно совершенных поступков должна нести на себе печать обоснованности, снятия субъективистских наслоений и отказа от немотивированных эмоц. реакций. Моральная оценка и суждение о нормативно должном возможны только по отношению к субъекту как существу, наделенному свободой волеизъявления. М. — достояние субъекта как свободного и ответств. существа. Нельзя говорить о моральности и аморальности хищника, пожирающего свою жертву, ибо он лишен сознания и свободной воли. Ценности М. рождаются в мире свободных существ, и норма как важнейший компонент нравств. дискурса возможна только при принятии этой посылки. Свободный субъект призван осознанно следовать норме М., и в этом состоит отличие его деяния от слепого повиновения стереотипу традиции. Практич. разум отнюдь не всегда находится в орбите универсально-значимых норм М. В плену сиюминутных забот субъект чаще всего исповедует стратегию целерационального действия — поиска средств для достижения поставленных частных целей. С переходом к осознанию важности отыскания смысла собств. жизни он обращается к проблемам этики. Однако на этой ступени в рефлективных усилиях практич. разума отсутствует еще перспектива универсально-человеч. задач. Она требует нового шага к моральной рефлексии, нормам общечеловеч. должного. В эпоху Постмодернизма особенно остро стоит вопрос об отыскании универсальных норм М. через диалогич. взаимодействие, коммуникацию несхожих культур. Рефлективные возможности практич. разума должны быть обращены на обретение общезначимых ориентиров М. для разрешения совр. проблем планетарного сооб-ва.

Лит.: Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987; Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988; Швейцер А. Культура и этика. М., 1973; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Б.Л. Губман.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОРАЛЬ — МОРАЛЬ (лат. moralitas) – понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования. Новая философская энциклопедия
  2. мораль — -и, ж. 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. Коммунистическая мораль. Буржуазная мораль. 2. Нравственный вывод, урок из чего-л. Малый академический словарь
  3. МОРАЛЬ — МОРАЛЬ (НРАВСТВЕННОСТЬ) (от лат. moralis — касающийся нравов ) — англ. morals; нем. Moral. 1. Соц. институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции соц. контроля и регулирования соц. Социологический словарь
  4. мораль — Мора́ль/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Мораль — (лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе... Большая советская энциклопедия
  6. мораль — орф. мораль, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. мораль — МОРАЛЬ и, ж. morale m., morale f. нем. Moral <�лат. moralis. 1. устар. Настроение, моральный дух. И если уж необходимо должно, что в физике вашей произвел он <�новый год>, то тогда оградитесь роскошью и леностью... Словарь галлицизмов русского языка
  8. мораль — • абсолютный ~ • высокая ~ Словарь русской идиоматики
  9. Мораль — (лат. moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; от mos, множественное число morеs — традиции, обычаи, нравы, поведение) общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности... Педагогический терминологический словарь
  10. мораль — см. >> вывод, наука Словарь синонимов Абрамова
  11. мораль — (иронич.) — правило нравственности; соблюдение ее; нравоучение Ср. Живя согласно с строгою моралью; Я никому не сделал в жизни зла. Некрасов. Нравственный человек. I. Ср. А нынче все умы в тумане. Мораль на нас наводит сон... А.С. Пушкин. Евг. Онегин. Фразеологический словарь Михельсона
  12. мораль — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? морали, чему? морали, (вижу) что? мораль, чем? моралью, о чём? о морали 1. Мораль — это система правил и норм поведения, которые люди используют по отношению друг к другу и к обществу. Христианская мораль. Толковый словарь Дмитриева
  13. мораль — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где moral < moralis «моральный», суф. производного от mos, род. п. moris «обычай, воля, закон», родств. нем. Mut «дух, отвага», смерть. Мораль буквально — «соответствующее закону». Этимологический словарь Шанского
  14. мораль — Нравоучение, наставление (употр. обычно в непринужденной речи). Голая, голословная, горькая, заношенная (разг.), затасканная (разг.), избитая, мелочная (мелочная), надоедливая, надоедная (разг. Словарь эпитетов русского языка
  15. мораль — НРАВСТВЕННОСТЬ — БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ Нравственность поведения — безнравственность поведения. ○ Анна Петровна обезоруживает нас своим необычайным добродушием и недальностью. Словарь антонимов русского языка
  16. мораль — МОРАЛЬ -и; ж. [франц. morale от лат. moralis — нравственный] 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. Общечеловеческая м. Христианская, средневековая м. М. нового времени. Толковый словарь Кузнецова
  17. мораль — МОРАЛЬ, и, ж. 1. Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая м. Человек высокой морали. 2. Логический, поучительный вывод из чего-н. Отсюда м.: так поступать не годится. М. басни. Толковый словарь Ожегова
  18. мораль — Морали, мн. нет, ж. [от латин. moralis – нравственный]. 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). Принципы морали. || Нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности. Человек невысокой морали. Большой словарь иностранных слов
  19. мораль — МОР’АЛЬ, морали, мн. нет, ·жен. (от ·лат. moralis — нравственный). 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (·книж. ). Толковый словарь Ушакова
  20. Мораль — См. Этика. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  21. МОРАЛЬ — МОРАЛЬ (от лат. moralis — нравственный) ,1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Большой энциклопедический словарь
  22. мораль — мораль I ж. 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям; нравственность. 2. Поучение, наставление; нравоучение. II ж. Поучительный логический вывод из чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  23. мораль — МОРАЛЬ ж. франц. нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные. Толковый словарь Даля
  24. МОРАЛЬ — МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis — нравственный, mores — нравы) — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. Новейший философский словарь