Люцифер

Л у ц и ф е р (лат. Lucifer, «утренняя звезда», т. е. планета Венера; в том же значении — греч. 6 ёсостфбрех;, слав. Д е н н и ц а), в христианской традиции одно из обозначений сатаны как горделивого и бессильного подражателя тому свету, который составляет мистическую «Славу» Божества. Оно восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором с исторически актуальными аспектами переплетаются эсхатологические мотивы и царю Вавилона приданы черты языческого демона планеты Венера: «Как упал ты с неба, Денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12-15). Традиционная экзегеза относила эти слова к мятежу и падению сатаны. Это нашло отражение в иконографии: например, на фреске XVI в. в трапезной монастыря Дионисиу на Афоне под ногами Архангелов, держащих, как знамя, медальон с ликом Христа-Еммануила, простерта раскинувшая в изнеможении руки фигура с потемневшим лицом и надписью «Денница». Такое «светлое» обозначение сатаны не могло не быть парадоксальным (даже с учетом всей одиозности для христианства астральных культов), тем более что этот же символ употреблялся в совершенно противоположном смысле. В новозаветных текстах Христос именует Себя Самого: «Я есмь... звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16; срв. звезду из ветхозаветного пророчества Валаама, интерпретировавшуюся и иудейской, и христианской традицией как мессианский символ). Византийская церковная поэзия уподобляет и Деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист Богородице», VI или VII в.). В этих случаях, по крайней мере, не употребляется само слово «Денница»; но Ориген (П-Ш вв.) применил и его к Иоанну Крестителю: тот предвозвещает Христа, как утренняя звезда предвозвещает солнце.

Поэт-символист Вяч. Иванов противопоставлял друг другу два сатанинских начала — Л., «духа возмущения», «силу замыкающую», обожествление личной воли, и Ахримана (Ангро-Майнью), «духа растления», «силу разлагающую», распад личности.

Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Люцифер — ЛЮЦИФЕР — см. Сатана. Литературная энциклопедия
  2. Люцифер — (лат. lucifer, буквально — носитель света) 1) в христианской мифологии падший ангел, Дьявол. 2) Устаревшее название «утренней звезды» — планеты Венеры (См. Венера) во время её видимости перед восходом Солнца. Большая советская энциклопедия
  3. люцифер — (иноск.) — дьявол — падший ангел Ср. Старшая (сестра) выказывала большие артистические способности; несомненным доказательством этому служит сохранившаяся нарисованная карандашом голова римского военачальника Люция Вера... Фразеологический словарь Михельсона
  4. Люцифер — орф. Люцифер, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. ЛЮЦИФЕР — Луцифер (лат. Lucifer, «утренняя звезда», т. е. планетаВенера; в том же значении — греч. ό έωσφόρος слав. Денница), в христианской традиции одно из обозначений сатаны как горделивого и бессильного подражателя тому свету... Мифологическая энциклопедия
  6. люцифер — ЛЮЦИФЕР (устар.) ЛУЦИФЕР -а; м. [лат. lux — свет, ferre — носить] В христианстве: одно из имён сатаны, дьявола. Толковый словарь Кузнецова
  7. люцифер — [лат. lux свет + ferre носить (букв. “носитель света”)] – 1) одно из прежних названий планеты Венеры; утренница, утренняя звезда; 2) * в христианской мифологии – сатана, повелитель ада, бог зла. Большой словарь иностранных слов
  8. Люцифер — (лат. Lucifer), или Фосфор (φώσφoρoς) — "светоносец", название утренней звезды; у отцов церкви Л., "сын зари" (ср. книгу пророка Исаии, XIV, 12), является обозначением диавола. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. ЛЮЦИФЕР — ЛЮЦИФЕР — см. Фосфор. ЛЮЦИФЕР — в христианской мифологии падший ангел, дьявол. Большой энциклопедический словарь
  10. люцифер — Люцифер м. Сатана как повелитель ада (в христианской мифологии). Толковый словарь Ефремовой