Имажинизм

От лат. — образ.

лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму (1908) (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд), знакомство с к-рым в России произошло после статьи 3. Венгеровой “Англ. футуристы” (сб. “Стрелец”, 1915).

Формальным началом И. принято считать публикацию в Воронеж. журнале “Сирена” (1919, № 4) и в газете “Советская страна” (1919, 10 февр.) лит. декларации нового движения, объединившего С. Есенина, И. Грузинова, А. Кусикова, Р. Ивнева, В. Шершеневича, А. Мариенгофа, Г. Якулова и Б. Эрдмана. Местом их встреч стал лит. клуб “Стойло Пегаса”. Их недолго объединял журнал “Гостиница для путешествующих в прекрасном” (1922, вышло всего 4 номера) и издание коллективных сб. “Явь”, “Конница бурь”, “Плавильня слов”, “Харчевня зорь”, “Золотой кипяток”, “Звездный бык”. Творч. содружество поэтов носило поверхностный характер. Причиной для разногласий между Есениным и ортодоксальным имажинистом Шершеневичем, закончившихся выходом из группы Есенина, Грузинова, Ивнева в 1924, послужило разл. понимание ими сущности и предназначения гл. нерва имажинистской доктрины — поэтич. образа.

В 1920 вышла брошюра Шершеневича “2х2 = 5”. В ней автор разъяснял символ веры имажинистов, к-рый заключался в идеях свободного образа, отделения искусства от повседневной жизни и эстетики увядания. Критика программы показала ее эклектичность.

От англ. имажизма было воспринято тяготение к конкретно-зримому образу, порожденному непривычным взглядом на вещи и оказывающему неожиданное и внезапное воздействие на читателя.

Футуристич. прошлое Шершеневича позволило ему включить в программу прежние лозунги о “самовитом слове” (будетляне) и “беспроволочном воображении” (Ф. Маринетти). Под “самовитым словом” он понимал одну из составных триады Потебни — “внутр. форму” слова, его образность. Но эта образность в прямолинейной интерпретации превращалась в самоцель, т.к. в жертву ей приносилось содержание (“поедание образом смысла — вот путь развития поэтич. слова”. К “поеданию смысла” примыкает провозглашение неизбежности ломки “старой грамматики и переходу к неграмматич. фразам”. Подобная “ломка” позволяет реализовать подлинную свободу образа, к-рую Шершеневич видел в изолированности образов друг от друга. Т.о., худож. произведение, по разумению гл. теоретика И., должно представлять собой некий “каталог образов”, что и осуществлялось Шершеневичем на практике (“стих — не организм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут один образ, или вставлено еще десять. Только в том случае, если единицы завершены, сумма прекрасна”).

Именно подобную ограниченность образа изначально не принимал Есенин. В “Ключах Марии” (1918), воспринятых имажинистами как манифест, он утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным. Связав последние годы своей жизни с И., С. Есенин наиболее талантливо воплотил его отд. черты. В “Москве кабацкой”, “Кобыльих кораблях”, “Хулигане”, “Исповеди хулигана” отразились элементы имажинистского эпатажа и “эстетики увядания” (мотивы одиночества в городе, неудовлетворенность собственной судьбой).

Во вт. пол. 20-х гг. под влиянием внутр. кризиса и общей тенденции к нивелировке культуры И. прекратил свое существование. При всех крайностях в понимании природы творчества имажинисты, подобно другим авангардистским течениям (конструктивизм, ОБЭРИу) обращаясь к внутр. возможностям образа, указывали на возможные пути поиска художникам, ищущим новых способов и средств поэтич. выразительности.

Лит.: Львов-Рогачевский В.Л. Имажинизм и его образоносцы. Ревель, 1921; Он же. Новейшая рус. лит-ра. М., 1927; Соколов И.В. Имажинистика. [Б.м.], 1921; Юшин П.Ф. С. Есенин: Идейно-творч. эволюция. М., 1969.

А.А. Лельков.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Имажинизм — ИМАЖИНИЗМ (от французского image — образ) — направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914—1918 (основатели его — Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Литературная энциклопедия
  2. имажинизм — -а, м. Одно из течений в русской поэзии первых лет после Великой Октябрьской социалистической революции, отрицавшее идейность творчества и сводившее его к созданию вычурных и не связанных между собой словесных образов. [От франц. image — образ] Малый академический словарь
  3. имажинизм — Имажин/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Имажинизм — (от Имажизм) литературная группа, существовавшая в России в 1920-е гг. Первая декларация имажинистов (журн. «Сирена», Воронеж, 1919, № 4—5; газ. «Советская страна», М., 1919, № 3, 10 февр.) подписана поэтами С. Есениным, Р. Ивневым, А. Мариенгофом... Большая советская энциклопедия
  5. имажинизм — орф. имажинизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. имажинизм — Французское – imaginer (воображать, фантазировать). Данное слово является весьма поздним заимствованием, оно появилось в русском языке лишь в начале XX в. (1919 г.). Произошло от французского глагола. Этимологический словарь Семёнова
  7. имажинизм — ИМАЖИНИЗМ а, м. imaginisme m. Направление в искусстве начала XX в., стремившееся к поискам новых изобразительных средств и отрицавшее его идейность. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Имажинизм — ИМАЖИНИЗМ. 10-го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов». Поэты новой группы — Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков... Словарь литературных терминов
  9. имажинизм — имажинизм , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. имажинизм — Искон. Фиксируется с 1919 г. Суф. производное от франц. imaginer «воображать, фантазировать» (от image «образ»). Этимологический словарь Шанского
  11. имажинизм — ИМАЖИНИЗМ -а; м. [от франц. image — образ] Одно из течений в русской поэзии 1920-х годов, утверждавшее примат самоцельного образа в формотворчестве над смыслом, идеей; выражало преимущественно богемные настроения. ◁ Имажинистский; Имажинистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  12. имажинизм — ИМАЖИНИЗМ, а, м. Направление в русской литературе начала 20 в., первонач. опиравшееся на поэтику раннего футуризма и утверждавшее, что цель творчества состоит в создании самоценных словесных образов. | прил. имажинистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  13. имажинизм — Имажинизма, мн. нет, м. [от фр. image – образ] (лит.). Литературная школа, одно из мелкобуржуазных направлений в русской поэзии 20 в., считавшее богатство словесных образов существом поэзии. Большой словарь иностранных слов
  14. имажинизм — ИМАЖИН’ИЗМ, имаджинизма, мн. нет, ·муж. (от ·франц. image — образ) (лит.). Литературная школа, одно из мелкобуржуазных направлений в русской поэзии 20 ·в., считавшее богатство словесных образов существом поэзии. Толковый словарь Ушакова
  15. имажинизм — имажинизм м. Декадентское литературное направление в английской, американской и русской поэзии начала XX в., утверждающее, что цель творчества состоит в создании отдельного образа. Толковый словарь Ефремовой
  16. ИМАЖИНИЗМ — ИМАЖИНИЗМ — русская литературная группировка 1920-х гг. (А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, А. Б. Кусиков, Р. Ивнев, отчасти С. А. Есенин и др.). Утверждала примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выражала преимущественно богемные настроения. Большой энциклопедический словарь