Зеркало

1) инструмент визуальной магии;

2) мифологема отражения и альтернации реального;

3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры.

Архаич. семантика 3. синкретизирует свойства органики и качества Артефакта: см. мифологию отражения в мифе о Нарциссе. В ритуале гадания (в частности, святочного) 3. выполняет роль границы, маркирующей вход в потустороннее. Этимон “З.” (“зрак”) указывает на возможность нездешнего видения: 3. указывает местонахождения пропавших предметов и существ, оно есть “экран”, демонстрирующий картины прошлого и ветвящегося будущего (3. повелительницы эльфов во “Властелине Колец” Толкиена); покажет вора, злоумышленника, суженого; оно обладает автономной изобразит. памятью (прообраз фотографии; ср. зеркальные цветы в сказке Булычева “Сто лет тому вперед”). С другой стороны, 3. является индикатором человеческого и даже личностного (нечисть безвидна; бесы не имеют своего лица и не отражаются в 3.), оно наделено речью и характером. И все же физич. свойства и оптич. эффекты 3. (инверсия левого и правого; бесстрастный “реализм” отражения) обеспечили 3. демонич. репутацию; см. устойчивый мотив кривого 3., подающего весть о мире кривды и запредельно-перевернутого мира и гротескные 3. “комнаты смеха”. 3. — источник неосознанной тревоги и страха. В христ. атмосфере дома зеркало воспринималось как анти-икона или как пародия на нее; схожая реакция — на театр: 3. и лицедей столь же неуместны в храме, как монах — в толпе ряженых. 3. — атрибут лукавого, карнавального мира с акцентом на “женское”; в этом смысле языч. семантич. реликты в 3. амбивалентны: оно может сулить чаемое (увидеть 3. во сне — к свадьбе), но может быть и опасным предметом (даже после смерти владельца; ср.обычай занавешивания зеркальных поверхностей в доме покойника). Мифология 3. возникла на упорном отрицании физики прямого отражения и перспективы. Самоочевидная симметрия трактуется как асимметрия, а равнодушная “объективность” зримого в нем есть умышленная деформация “объекта” с позиции неправого зрения и лживой зеркальной души. Человеку трудно согласиться со своим отражением, — и тогда последнее становится партнером по “диалогу” (по сути — овнешненному аутомонологу). Признание неадекватности подобия и растущее на этой почве недоверие к гносеологич. принципу отражения породили множественный мир псевдокопий, двойников, мимикрий и подделок под Я, к-рые образовали реальность теней, эстетич. действительность искусства (о ней и рассказывает миф о Нарциссе), ментальные пространства самосознания и его превращенных форм. 3. обречено оказаться принципом и инструментом познания и персонологии, метафорой творчества, источником смутного ощущения “иного” и Другого, а в этом смысле — единственным бытовым предметом, “идея” к-рого больше его самого. Идея зеркальности как универсального онтологич. принципа не покидает филос. почвы с рождением многовидной эйдологии подобия (традиция “мимесиса”) и с признанием за Универсумом свойств единомножественной целостности, смыслоозаренное единство к-рой может быть описано на языке зеркальной стереометрии, включающей в свои объемы динамич. проекции, развертки, иерархии и ярусы. Целостность (мира, организма, текста) проявлена в способности каждого значимого элемента нести в себе (“отражать”) свойства, смысл и память целого (атом, живая клетка, лексема). Слово “зеркало” не стало термином философии, но в составе аргументивной лексики сохранило внутр. энергию убеждения, особенно в ситуациях кардинальной смены картин мира. Примером таковой может послужить творчество Николая Кузанского, с его представлениями об активной онтологии свертывания/ развертывания, где образ зеркала призван к означению единства космогонического и энтропийного демиургич. “человеч. Бога” (Humanis Dei). Кузанец согласен с мыслью Плотина о том, что весь мир есть царство взаимных созерцаний и зеркальных пересечений. Самоочевидная соразмерность мира есть “как бы приспособленность вертикальной поверхности к отражению образа”. У Кузанца обе стороны 3. Мира обладают способностью отражения, причем плоскости могут свернуться в одну точку, развернуться в мировой зеркальный Шар с переменным объемом. Образ зеркально-шаровидного мира, насыщенного памятью симультанных состояний времен и пространств, стал достоянием гносеологич. утопий в лит-ре; традицию эту суммировал Борхес. Как Божье Зеркало восприняли природу пантеизм и поэтич. натурфилософия (Тютчев). Кардинальную роль сыграло 3. в открытии и утверждении канонов прямой живописной перспективы; ср. увлечение ренессансными художниками образами окна и 3. Примерно тогда же возникает и своего рода риторика 3.: зеркальное стекло вставляют в портретную раму, отражение воспринимается как натурный “автопортрет”. Зеркальная эстетика жизнеподобия, предъявившая искусству требования наивного реализма, также не заставила себя ждать (она дожила до эпохи соцреализма и соцдадаизма). На архетип 3. (“Юности честное зерцало”) опиралась канонич. этика долженствования. С победой релятивистских картин мира 3. актуализует научно-худож. парадоксы возможных миров (по модели Л. Кэрролла) и тексты, в к-рых истор. эпохи смотрятся друг в друга на манер сопоставленных 3. (М. Булгаков, С. Кирсанов, ср. параллельное кино и поэтику “Зеркала” Тарковского). Поэтика авангарда 20 в. использует 3. как эстетич. принцип распыления реальности, в противоположность принципу зеркального собирания мира вокруг напряженного рефлектирующего Я — см. прозу Кьеркегора. 3. эстетизируется в эротич. лирике (у Брюсова зеркало — свидетель свидания и соглядатай; у Ахматовой — шкатулка памяти). А. Белый и Вознесенский увидели в 3. инструмент построения “иношних” альтернаций бытия, с его кубистич. и супрематич. разломами и перевертышами; Хлебников увлечен созданием текстов для зеркального чтения (палиндром), а Платонов — зеркального синтаксиса прозы с инверсией причин и следствий (золу в “Чевенгуре”, <�с 1929> “не разгребают куры, потому что их поели”). Авторитет 3. как инициатора визуальной наглядности окончательно подорван трансцендентальной эстетикой лица (см. Лик – лицо – личина) и философией Другого. Комментируя ситуацию “человек перед З.” М. Бахтин говорит, что в 3. личность видит не себя (для этого потребна эстетически компетентная позиция Другого), но

1) лицо, к-рое Я намерено показать Другому;

2) реакцию на него Другого;

3) реакцию на реакцию Другого.

Эта триада, заслоняющая Я от себя (сходная с триединой структурой театральной игры по Брехту) неявно намекает на старинную репутацию 3. как дьявольского стекла. Поэтому в присутствии 3. человек не избавлен от одиночества, но углубляет его: в 3. происходит дурная объективация и насильств. коррекция сложившегося в памяти Я автообраза. 3. подает “я” принципиально чужое лицо; ср. эффект неузнавания себя на офиц. фотоснимках (Ходасевич: “Разве мама любила такого?”). Если с позиции Другого подлинность лица удостоверяется как “З. души”, то мертвый буквализм отражения в стекле способен спровоцировать на истерию и смертельный поединок с зеркальным двойником, агрессивным и эпатирующим (Брюсов). Если об-лик человеческий хранит наследно-родовое богоподобие, то 3. кажет Я обезьянью карикатуру на него (3. изобрел дьявол — Обезьяна Бога); человек улыбается своему отражению со смешанным чувством удивления и недоумения (подобное чувство возникает при сравнении портрета известной личности и посмертной маски). Двое перед 3. не в состоянии сохранить серьезную мину: зеркальное тождество избыточно и внеэстетично, оно воспринимается в категории нелепого.

Лит.: Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. М., 1982; Брюсов В. В зеркале // Брюсов В. Земная ось. М., 1907; Лапшин И.И. Проблема чужого “я” в новейшей философии. СПб., 1910; Кирсанов С.И. Зеркала. М., 1970; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Вып. XXII. Тарту, 1988; Климович Т. Мотив зеркала в творчестве В.Брюсова // В. Брюсов: Проблемы творчества. Сб. ст. Ставрополь, 1989; Дубин Б. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса) // ВЛ. 1991. № 8; Мерло-Понти М. Око и Дух. М., 1992; Льюис Клайв С. Переландра//Дружба народов. 1993. № 3; Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М., 1993; Исупов К.Г, Ульянова О.Н. “Homo Numerans” Николая Кузанского // Историко-филос. ежегодник 92. М., 1994; Eco U. Mirrors. Iconicity: Essays on the Nature of Culture//Festschr. fur Thomas A. Sebeok. Tub., 1986.

К.Г. Исупов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. зеркало — -а, мн. зеркала, -кал, ср. 1. Гладкая, отшлифованная поверхность, отражающая находящиеся перед ней предметы, а также специально изготовленное стекло для рассматривания своего отражения, для украшения стен и т. Малый академический словарь
  2. зеркало — Зе́ркал/о. Морфемно-орфографический словарь
  3. Зеркало — Тело, обладающее полированной поверхностью и способное образовывать оптические изображения предметов (в т. ч. источников света), отражая световые лучи. Первые сведения о применении металлических З. (из бронзы или серебра) в быту относятся к 3-му тыс. Большая советская энциклопедия
  4. зеркало — орф. зеркало, -а, мн. -ала, -ал, -алам Орфографический словарь Лопатина
  5. зеркало — Элемент оптической системы, предназначенный для отражения света или других типов электромагнитного излучения. Высокая степень точности и отражательной способности, необходимая для астрономических зеркал в оптических телескопах... Большой астрономический словарь
  6. Зеркало — Предмет с блестящей поверхностью, отображающей находящиеся перед ним предметы. На всем пространстве от Восточной Азии до Америки люди тысячелетиями не знали другого зеркала, кроме отполированного металла или блестящего обсидиана. Энциклопедия моды и одежды
  7. Зеркало — I. В древности З. изготовляли из полированного металла, они были круглыми или овальными, чаще всего с богато украшенными ручками. II: 1) в Библии редко встречается упоминание о З. Из медных... Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. Зеркало — (Иов 37:18, Сир 12:11, Иак 1:23) обыкновенно делалось у евреев не из стекла, которым стали пользоваться для этой цели только в XIV веке по Р. Х., но из какого либо полированного металла. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  9. Зеркало — • Specŭlum как маленькие ручные зеркала (для дамского туалета, большей частью овальной или круглой формы), так и большие стенные и стоячие зеркала, которые передвигали с места на место. Материалом для них служил постоянно металл, смесь меди и олова. Словарь классических древностей
  10. зеркало — З’еркало (Рим.37:18 ; Иак.1:23 ; 2Кор.3:18) — в древности зеркалом служили полированные пластинки металла (обычно меди). Библейский словарь Вихлянцева
  11. зеркало — сущ., с., употр. часто (нет) чего? зеркала, чему? зеркалу, (вижу) что? зеркало, чем? зеркалом, о чём? о зеркале; мн. что? зеркала, (нет) чего? зеркал, чему? зеркалам, (вижу) что? зеркала, чем? зеркалами, о чём? о зеркалах... Толковый словарь Дмитриева
  12. зеркало — Общеслав. Суф. производное (суф. -dlo- > -ло) от зьркати (ср. диал. зеркать «смотреть, видеть»), того же корня, что и зреть (1), зоркий, заря. Этимологический словарь Шанского
  13. ЗЕРКАЛО — ЗЕРКАЛО, тщательно отполированная поверхность, воспроизводящая изображения объектов, расположенных перед ней, по законам ОТРАЖЕНИЯ. Большинство зеркал сделаны из стекла, «посеребренного» с одной стороны при помощи СЕРЕБРА, РТУТИ или АЛЮМИНИЯ. Научно-технический словарь
  14. зеркало — (speculum) в медицине — общее название ряда инструментов, предназначенных для расширения полостных ран и естественных каналов или для осмотра поверхностей, скрытых от непосредственного наблюдения... Медицинская энциклопедия
  15. Зеркало — Часть стены, обычно оформленная рамкой или небольшим заглублением, например, лицевая плоскость кафельной печи и т. п. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994) * * * 1. Гладкая поверхность, интенсивно отражающая световые или тепловые лучи. Архитектурный словарь
  16. зеркало — ЗЕРКАЛО -а; мн. зеркала, -кал; ср. 1. Гладкая, отполированная поверхность, отражающая находящиеся перед ней предметы. Настенное з. Карманное з. З. с ручкой. Смотреться в з. Причёсываться перед зеркалом. Шкаф с зеркалом. З. телескопа. Медицинское... Толковый словарь Кузнецова
  17. зеркало — ЗЕРКАЛО, а, мн. ала, ал, алам, ср. 1. Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним. Напольное, стенное, настольное, ручное з. Стены в зеркалах. Толковый словарь Ожегова
  18. зеркало — З’ЕРКАЛО, зеркала, мн. зеркала, зеркал, зеркалам, ср. 1. Блестящая (стеклянная или металлическая), особым способом отшлифованная поверхность, отражающая лучи света так, что на ней получается отображение находящихся перед ней предметов. Толковый словарь Ушакова
  19. зеркало — Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от зьркати, восходящего к одной основе со словами зреть, зоркий, зрачок. Этимологический словарь Крылова
  20. зеркало — зеркало ср. 1. Гладкая, отполированная поверхность, отражающая находящиеся перед ней предметы. || перен. Спокойная ровная водная поверхность (реки, водоёма и т.п.). || перен. Лёд. Толковый словарь Ефремовой
  21. ЗЕРКАЛО — ЗЕРКАЛО — стеклянное или металлическое тело с отражающей поверхностью, которая отполирована так, что ее неровности не превышают долей длины волны (электромагнитной или звуковой). Большой энциклопедический словарь
  22. зеркало — зе́ркало укр. зе́ркало, церк. зерца́ло (см.), словен. zŕkalo "зрачок", zrkálo, zrcálo "зеркало", чеш. zrcadlo, zrkadlo, слвц. zrkadlo, полаб. zarḱódlü "зеркало", сюда же зе́ркать "шнырять глазами", диал. (Преобр. I, 250). Вероятно, калька лат. speculum; см. Шрадер–Неринг. 2, 422. К зреть, зо́ркий. Этимологический словарь Макса Фасмера
  23. зеркало — ЗЕРКАЛО ср. весьма гладкая, металлическая или стеклянная доска, отражающая предметы. Стеклянные зеркала чернятся с исподу или покрываются оловянным листком, нартучиваются. Толковый словарь Даля
  24. Зеркало — Всякая гладкая поверхность, плоская или кривая, способная отражать свет по определенным направлениям относительно падающего света, в противоположность матовой, отражающей свет по всем направлениям, — называется зеркальной... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона