Акафист

(греч.- «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии — кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии — кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием — избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки — рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 — Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 — девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 — вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 — Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» — «радуйся». В каждом икосе — 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть...», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом... яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления — Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.

Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. акафист — -а, м. церк. Молитвенно-хвалебное песнопение в честь Христа, богородицы или святого, а также церковная служба, состоящая из таких песнопений. [греч. ’ακάθιστος] Малый академический словарь
  2. Акафист — (позднегреч. akatistos, от греч. a — отрицат. частица не и katizo — сажусь) — цикл хвалебных песнопений правосл. церкви, воспевающих Христа и святых. Исполняется молящимися стоя (отсюда назв.). Имеет визант. происхождение. Музыкальная энциклопедия
  3. акафист — Неседальное хвалебное чтение или пение, т.е. такое, за которым не позволяется сидеть. Так называется чин молитв, в которых прославляется Иисус Христос или Божия Матерь или какой-нибудь святой. Краткий церковнославянский словарь
  4. Акафист — (позднегреч. akáthistos, от греческого а — отрицательная частица и kathízo — сажусь) в христианском богослужении песнопения (в честь Христа, богоматери, святых), при исполнении которых молящиеся должны обязательно стоять. Большая советская энциклопедия
  5. акафист — (иноск. шут.) — хвалебное слово, похвала (намек на акафист — церковную хвалебную песнь) Ср. Граф уехал тотчас после спектакля... — Прощайте, милое дитя!.. прекрасно играете!.. даже жалко было смотреть, точно правда была!.. А шалунью в Москву, петь!... Фразеологический словарь Михельсона
  6. Акафист — (греч. άκάθιστος) — хвалебное песнопение Вост. Церкви в честь Иисуса Христа, Богородицы или к.-л. святого; во время исполнения А. не позволяется сидеть (в этом отношении противоположность А. — седален, или кафизма). Католическая энциклопедия
  7. акафист — [молитвословия, которые можно слушать стоя, в противоположность кафизмам, при чтении которых полагалось сидеть (Мень)] см. >> хвала Петь акафисты в чью-л. честь Словарь синонимов Абрамова
  8. акафист — Ака́фист/. Морфемно-орфографический словарь
  9. акафист — орф. акафист, -а Орфографический словарь Лопатина
  10. акафист — АКАФИСТ -а; м. [греч. a- — не- и kathizo — сажусь]. Церк. 1. Молитвенно-хвалебное песнопение в честь Христа, Богородицы или святого; церковная служба, состоящая из таких песнопений. 2. Книга с текстами таких песнопений. ◁ Акафистный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  11. акафист — АКАФИСТ м. неседален, церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и св. угодникам. Акафистный молебен, с акафистом. Акафистник м. сборник акафистов, книга. || Любитель акафистов. Толковый словарь Даля
  12. акафист — акафист м. 1. Песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых, исполняемое в христианском богослужении стоя. || Церковная служба, во время которой исполняется такое песнопение. 2. Книга с текстами таких песнопений. Толковый словарь Ефремовой
  13. Акафист — Форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая стро Краткий религиозный словарь
  14. акафист — ака́фист "хвалебное песнопение в православной церкви, которое поют стоя"; др.-русск. акафистъ (XI в.). Из греч. ἀκάθιστος ὕμνος. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. акафист — АК’АФИСТ, акафиста, ·муж. (·греч. akathistos — ·букв. такой, во время которого не сидят) (церк.). Род хвалебного церковного песнопения. Толковый словарь Ушакова
  16. акафист — Акафиста, м. [греч. akathistos – букв. такой, во время которого не сидят] (церк.). Род хвалебного церковного песнопения. Большой словарь иностранных слов
  17. АКАФИСТ — АКАФИСТ (позднегреч. akathistos, от а — отрицательная приставка и греч. kathizo — сажусь) — христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими. Большой энциклопедический словарь
  18. акафист — АКАФИСТ, а, м. Род хвалебного церковного песнопения. | прил. акафистный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  19. Акафист — (от греч. сл. акафистос, букв. неседальный). Так называют в церкви особые службы в честь Иисуса Христа, Богоматери и святых, которые совершаются молящимися стоя (отсюда название). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона