ЧИМАБУЭ

(Cimabue, Giovanni)

(ок. 1240 — ок. 1302), итальянский художник, один из ведущих мастеров флорентийской живописи 13 в. Родился ок. 1240. Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает "Быкоголовый". Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.

ЧИМАБУЭ ДЖОВАННИ ЧИМАБУЭ. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией. В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта. Среди этих фресок: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска. Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне (написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас — в галерее Уффици). Знаменитая Мадонна Ручеллаи сейчас признается ранней работой сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья. Два деревянных Распятия, приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо и в музее Санта Кроче во Флоренции. Возможно, еще одна его работа — полиптих из Вашингтонской Национальной галереи, но эта атрибуция не является общепринятой. Данте мельком упоминает художника в Чистилище (XI, 94-96: "Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, И живопись того затемнена"). Джорджо Вазари рассказывает о том, как Мадонна Ручеллаи была пронесена по улицам Флоренции под приветственные крики толпы; как Чимабуэ встретил Джотто, рисующего на камне овцу, и взял его к себе в ученики; как Чимабуэ безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились. Чимабуэ удалось достичь высокого мастерства в создании жесткой, структурной формы и ясной, логически выверенной композиции.

Умер Чимабуэ ок. 1302.

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Чимабуэ — (Cimabue) (настоящее имя — Ченни ди Пено, Cenni di Peno) (около 1240 — около 1302), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы позднего Дученто. Работал в Ассизи, Пизе, Флоренции. Несмотря на ряд новшеств, которые сближали... Большая советская энциклопедия
  2. Чимабуэ — (Cimabue; настоящее имя — Ченни ди Пепо, Cenni di Pepo) (около 1240 — около 1302), итальянский живописец эпохи позднего дученто. Представитель флорентийской школы. Художественная энциклопедия
  3. Чимабуэ — (Cimabue), наст. имя Ченни ди Пеппо (Cenni di Peppo) Свед. с 1272 по 1302. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Работал во Флоренции, Ассизи, Пизе, Риме. Упомянут в Божественной комедии Данте как художник, превзойденный только Джотто. Европейское искусство. Энциклопедия
  4. Чимабуэ — (наст. имя Ченни ди Пепи (Пепо); предположительно 1240–1302) – итал. живописец. Предст. византинизирующего течения в живописи Проторенессанса («Распятие», ок. 1285). Энциклопедический словарь псевдонимов
  5. ЧИМАБУЭ — ЧИМАБУЭ (Cimabue) (наст. имя Ченни ди Пепо, Cenni di Pepo) (ок. 1240 — ок. 1302) — итальянский живописец. Представитель византинизирующего течения в живописи Проторенессанса ("Распятие", ок. 1285). Большой энциклопедический словарь