СКРИПКА

Важнейший из современных струнных смычковых инструментов. Происхождение струнных смычковых неясно. Согласно К.Заксу, смычок впервые упоминается в Персии и Китае в 9 в., а фидели начинают появляться в Европе в 10 в.: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями — фидель, виела или виола — в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе в 11 в. и сохранялся в различных видах около шести столетий. К концу 16 в. ясно различались два основных семейства струнных смычковых инструментов: виолы и скрипки. Главные отличия между ними относились к конструкции инструмента: виолы имели плоскую нижнюю деку, покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы), широкую шейку, лады на грифе и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны выпуклая нижняя дека, округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы), узкая шейка, отсутствие ладов на грифе и 4 толстых струны. На виолах всех разновидностей играли, упирая их в колено или держа между коленями, как и более крупные разновидности семейства скрипок; другие разновидности скрипок держали на плече, позже под подбородком. Помимо обозначения самого инструмента, термином "скрипка" называлось также семейство, включавшее альт, виолончель и некоторые виды контрабаса. Четыре струны скрипки настроены по квинтам: соль, ре1, ля1, ми2. Струна соль обвита металлической канителью, струна ми обычно делается из металла. Прием защипывания струн пальцами называется пиццикато (pizzicato). Иногда на струны, а именно на подставку надевается маленькое деревянное приспособление для приглушения звука, называемое сурдиной. В отличие от большинства современных инструментов, которые были усовершенствованы только после долгого развития и экспериментирования, скрипка вступила в свой "золотой век" в начале собственной карьеры. Первыми скрипичными мастерами, достойными упоминания, были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало") (ок. 1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580-1632), оба из Брешии на севере Италии. Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет (ок. 1575-1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596-1684), который сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил ее "талию", заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие. Самым знаменитым учеником Н.Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644-1737), более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семьи Гварнери, особенно Джузеппе дель Джезу (1698-1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. К 1750 славный период скрипичных мастеров закончился, хотя Германия, Франция, Англия и другие страны, а также Италия и продолжали делать скрипки. Современная скрипка отличается от экземпляров, сделанных триста лет назад, главным образом более блестящей звучностью, которой она обязана более толстым жильным струнам, удлиненным шейке и грифу и более высоким подставкам. Около 1820 композитором и скрипачом Людвигом Шпором, был изобретен подбородник. Хотя многие современные скрипки — массового фабричного производства и предназначаются они для учащихся музыкальных школ и музыкантов-любителей, а многие другие представляют собой подделки или копии известных старых инструментов, изготавливают и некоторые прекрасные экземпляры, которые выдерживают сравнение с кремонскими. Считавшаяся поначалу молодой громкоголосой выскочкой (а во Франции — инструментом, подходящим только для танцев), скрипка вытеснила виолу ренессансных времен лишь тогда, когда в 18 в. музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену. По чувствительности и выразительности звучания, бесконечному разнообразию технических возможностей, от всевозможных приемов игры смычком до щипковых и ударных эффектов, скрипка является непревзойденным сольным инструментом — как для "пропевания" простой мелодии, так и для виртуозного исполнения. В течение трех столетий она играет ведущую роль в оркестровой и камерной музыке. В 16 и 17 вв., помимо альта и виолончели, были известны и несколько других разновидностей скрипки, ныне вышедших из употребления. Инструмент маленького размера, впервые упомянутый в 1618, используется сегодня как трехчетвертная скрипка при обучении детей.

См. также АМАТИ; ГВАРНЕРИ; СТРАДИВАРИ, АНТОНИО; АЛЬТ; ВИОЛОНЧЕЛЬ.

ЛИТЕРАТУРА

Раабен Л. Скрипка. М., 1963 Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления скрипичных инструментов. М. — Л., 1964

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. скрипка — Скри́п/к/а. Морфемно-орфографический словарь
  2. Скрипка — (от скрипеть; итал. violino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем. Geige) струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (С., альт, виолончель, контрабас). 4 струны... Большая советская энциклопедия
  3. скрипка — -и, род. мн. -пок, дат. -пкам, ж. Смычковый четырехструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых по диапазону). ◊ @ первая скрипка {кто} о человеке, которому принадлежит в чем-л. важная, ведущая роль. @ - играть первую скрипку; играть вторую скрипку Малый академический словарь
  4. Скрипка — (итал. — violino, уменьшит. от viola; франц. — violon; англ. — violin; нем. — Violine, Geige) — струн. смычковый муз. инструмент. С. — наиболее высокий по тесситуре из инструментов скрипич. Музыкальная энциклопедия
  5. скрипка — орф. скрипка, -и, р. мн. -пок Орфографический словарь Лопатина
  6. скрипка — Играть первую скрипку 1) играть в оркестре на первой скрипке; 2) перен. быть руководящим, самым влиятельным лицом в чем- н. (разг.). ► В их семье именно он играл первую скрипку. Первая скрипка (разг.) — перен. Фразеологический словарь Волковой
  7. скрипка — Ножовочное полотно Словарь воровского жаргона
  8. скрипка — Играть первую скрипку Словарь синонимов Абрамова
  9. скрипка — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? скрипки, чему? скрипке, (вижу) что? скрипку, чем? скрипкой, о чём? о скрипке; мн. что? скрипки, (нет) чего? скрипок, чему? скрипкам, (вижу) что? скрипки, чем? скрипками, о чём? о скрипках... Толковый словарь Дмитриева
  10. скрипка — Искон. Суф. производное от скрипа (откуда также — скрипач), исходно представляющего собой форму ж. р. от скрип. Этимологический словарь Шанского
  11. СКРИПКА — см. СКРЖИПКОВСКИЙ Словарь русских фамилий
  12. скрипка — • Визгливая (Брюсов). • Певучая (Льдов). • Страстная (Бальмонт). Словарь литературных эпитетов
  13. скрипка — СКРИПКА, и, ж. Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Концерт для скрипки с оркестром. Играть на скрипке. Первая с. (ведущий скрипач в оркестре; также перен.: о человеке, к-рому принадлежит руководящая роль в чёмн.). | прил. Толковый словарь Ожегова
  14. скрипка — СКР’ИПКА (скрыпка ·обл.), скрипки, ·жен. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. Настроить скрипку. Играть на скрипке. Первая, вторая крипка (см. первый в 10 ·знач. ). • Играть первую скрипку — см. играть. Толковый словарь Ушакова
  15. скрипка — СКРИПКА -и; мн. род. -пок, дат. -пкам; ж. 1. Смычковый четырёхструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых по регистру). Играть на скрипке. Слушать скрипку. Настраивать скрипку. Концерт для двух скрипок. Толковый словарь Кузнецова
  16. скрипка — Этот мелодичный музыкальный инструмент, как ни странно, связан с неблагозвучным глаголом "скрипеть". Этимологический словарь Крылова
  17. СКРИПКА — СКРИПКА — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Большой энциклопедический словарь
  18. скрипка — скри́пка укр. скри́пка, польск. skrzypce мн. "скрипка, лира". Связано со скрипе́ть (Шрадер–Неринг 2, 85). Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. скрипка — скрипка I ж. Струнный смычковый музыкальный инструмент. II ж. разг. То же, что скрипач Толковый словарь Ефремовой
  20. Скрипка — (violino — итал., violon — франц., Violine, Geige — нем.) — смычковый струнный инструмент, самый высокий в группе оркестровых смычковых инструментов. С. — это сопрано старинного семейства виол, уменьшенная виола, т. е. violino. Прототипами... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона