РИКЕР Поль

(Ricoeur, Paul)

(р. 1913), французский философ, разрабатывающий герменевтический вариант феноменологии. Место, занимаемое им во французской философии, сопоставимо с местом, занимаемым Х.-Г.Гадамером в немецком философском сообществе. Поль Рикер родился 27 февраля 1913 в Валенсии (Испания). Получив образование в Сорбонне, в течение пяти лет преподавал философию в лицее. В начале Второй мировой войны стал солдатом французской армии, попал в плен, где начал работу над переводом Идей Гуссерля (Идеи I вышли в свет на французском в 1950 с комментариями Рикера). С конца войны до 1948 Рикер преподавал в Страсбурге, в 1956 получил приглашение в Сорбонну. В 1961, после смерти М.Мерло-Понти, к Рикеру перешло руководство "Архивом Гуссерля". В течение многих лет он вместе с Э.Мунье редактировал левокатолический журнал "Эспри". Политические и религиозные убеждения Рикера привели его в 1966 в университет Париж-Нантер. В 1969-1970 философ, занимавший пост декана, оказался "между двух огней" — маоистами, с одной стороны, и бюрократией — с другой. Политическое разочарование и жесткая оппозиция со стороны набиравшего силу структурализма побудили Рикера принять приглашение Чикагского университета, где он работал с 1970 по 1992. Темы, затрагиваемые Рикером, связаны друг с другом: Воля — Зло — Символ — Метафора — Повествование — Инаковость — Память. Первый том книги Вольное и невольное (Le volontaire et l'involontaire, 1950) представлял собой практическое применение теоретических основоположений М.Мерло-Понти, изложенных в Феноменологии восприятия. Исследование охватывает феномены от сознательно принимаемого волевого решения до непроизвольных сил жизни и неизменных элементов характера и влечений. Здесь, как и в более поздних работах, Рикер опирается на самые разные источники. Стиль феноменологического описания он заимствует из "эйдетической феноменологии" Гуссерля; в динамике изложения следует таким авторам, как Ф.Мен де Биран и Ж.Набер. Основными интуициями Рикер обязан религиозной экзистенциальной философии Г.Марселя и К.Ясперса. После завершения первого тома работы о воле главными темами его размышлений стали феномены греховности и вины. В 1960 вышло в свет двухтомное сочинение Поль Конечность и виновность (Finitude et culpabilit). Во время работы над вторым томом — Символика зла — произошел поворот Рикера к герменевтике: поскольку зло может быть постигнуто лишь в символах и мифах, оно заставляет искать окольных путей истолкования. Так возникает ряд герменевтических трудов Рикера, принесших ему всемирную известность. Первой из работ этого рода стала большая книга о Фрейде — Об интерпретации (De l'interprtation, 1965). Психоанализ Рикер понимает как своего рода "археологию" субъекта. "Антифеноменологическая" установка психоанализа, нацеленная не на редукцию к сознанию, а на редукцию сознания, позволяет этой исследовательской стратегии проникнуть в скрытый мир влечений, недоступный рефлексии. Однако "археологии" субъекта Рикер в конечном итоге противопоставляет "телеологию" субъекта — возвращение бессознательного в русло осознавания. Рикеровская "семантика желания" встретила резкий отпор со стороны Ж.Лакана и его сторонников. Полемика со структурализмом привела Рикера к новым идеям, изложенным в сочинении Конфликт интерпретаций (Le conflit des interprtations, 1969), в котором дается трактовка лингвистики Ф.де Соссюра и антропологии и мифологии К.Леви-Строса. Накал полемики постепенно сходит на нет в работах, написанных в основном в США, в которых Рикер обращается к аналитической философии языка. В исследовании Живая метафора (La mtaphore vive, 1975) внимание автора сосредоточено на поэтической силе метафоры, заключенной в ее способности не только придавать красоту уже известному предмету, но и открывать новые связи и отношения благодаря "видению как...". За этим сочинением следует трехтомный труд Время и повествование (Temps et rcit, 1983-1985), в котором Рикер разбирает различные теории времени (Аристотеля и Августина, Гуссерля и Хайдеггера). Путь исследования ведет от исторического и литературного повествования (за иллюстрациями автор обращается к великим романам о времени таких писателей, как Т.Манн, М.Пруст, В.Вульф) к "нарративному времени". В последнем из своих больших трудов — Я как другой (Soi-mme comme un autre, 1990) Рикер развивает герменевтику человеческого Я, в которой картезианскому поиску достоверности противопоставляются практические характеристики и этические свидетельства, а "инаковость" Я раскрывается как "инаковость" тела, другого и совести. Вытекающая отсюда этика ориентирована на баланс справедливости, в противоположность "этике другого" Э.Левинаса, исходящей из асимметрии Я и другого. Своеобразным обрамлением корпуса сочинений Рикера выступают его работы на политико-исторические темы (История и истина — Histoire et vrit, 1955), а также исследования по феноменологии (Феноменологическая школа — A l'ecole de la phnomnologie, 1986), теории деятельности (От текста к действию — Du texte l'action, 1986), теории права (О справедливости — Au juste, 1995) и, наконец, выступления по злободневным вопросам современности (Лекции, I-III — Lectures, 1991-1994).

ЛИТЕРАТУРА

Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995 Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995 Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me