ПОЛЛАЙОЛО

(Pollaiuolo),

прозвище Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiuolo, 1433-1498) и Пьеро дель Поллайоло (Piero del Pollaiuolo, 1443-1496), флорентийских живописцев, ювелиров и скульпторов. У каждого из них была своя мастерская во Флоренции. Оба умерли в Риме, куда были приглашены для создания бронзовых надгробий пап Сикста IV и Иннокентия VIII в соборе св. Петра. Антонио дель Поллайоло затмил своей славой младшего брата, который оставался его преданным помощником. Единственная подписанная работа Пьеро — статуя Коронование Марии (1483, Колледжиата в Сан-Джиминьяно) — обнаруживает некоторую сухость стиля.

ПОЛЛАЙОЛО АНТОНИО ПОЛЛАЙОЛО. ГЕРКУЛЕС И АНТЕЙ

Антонио дель Поллайоло начал свою творческую деятельность как ювелир. Во Флоренции гравюра на меди возникла из ювелирной техники ньелло; единственная гравюра Антонио Поллайоло — Битва Обнаженных (1475) — одна из первых итальянских гравюр, дающая ясное представление о происхождении этой техники. Острота и четкость линий свойственны также и живописи Антонио Поллайоло. Занятия ювелирным делом способствовали появлению у Антонио интереса к скульптуре, которой он всецело посвятил себя после 1475. В его живописи заметно стремление к точной передаче пластических форм. Эта тенденция может быть проиллюстрирована на примере картин Аполлон и Дафна, очевидно, написанной до 1470, и Мученичество св. Себастьяна (ок. 1475, обе в Лондонской Национальной галерее). В последней атлетические мужские фигуры, изображенные в сложных пространственных ракурсах, наделены динамической энергией. В первой картине важную роль играет эффектный узор линий, лежащих в одной плоскости. В картине Мученичество св. Себастьяна на среднем плане помещено изображение барельефов с античной триумфальной арки. Небольшая картина Антонио Поллайоло Геракл и Антей (1465, Флоренция, галерея Уффици) и созданная им бронзовая статуэтка из Барджелло (1475-1480) имеют общий сюжет. С 1477 Антонио вместе с Пьеро занимался изготовлением серебряных рельефов для алтаря флорентийского баптистерия. В 1484 братья получили несколько заказов на создание надгробий для римских пап. В надгробии Сикста IV (1484-1493) мощный реализм образов сочетается с общим лирическим настроением.

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Поллайоло — (Pollaiolo, Pollaiuolo; собственно Бенчи, Benci) Антонио дель (17.1.1433, Флоренция, — 4.2.1498, Рим), итальянский живописец, скульптор, ювелир и гравёр. Представитель флорентийской школы (См. Флорентийская школа) позднего кватроченто. Большая советская энциклопедия
  2. ПОЛЛАЙОЛО — ПОЛЛАЙОЛО (Pollaiolo) (наст. фам. Бенчи, Benci) Антонио дель (1433-98) — итальянский живописец, скульптор, гравер. Представитель флорентинской школы Раннего Возрождения. Большой энциклопедический словарь