КЛЕР Рене

(Clair, Rene) (1898-1981), французский кинорежиссер, сценарист. Клер (наст. имя — Рене Шомет, Chomette) родился 11 ноября 1898 в Париже. В 1921 статистом дебютировал в кино. Сыграв в нескольких картинах, в 1922 был принят на должность ассистента режиссера. В том же году поставил свою первую самостоятельную картину — экспериментальную короткометражку Париж уснул (Paris qui dort). Следующая картина Клера, также фантастическая комедия Призрак Мулен-Руж (Le Fantme du Moulin Rouge), провалилась. Тем не менее в 1924 он был приглашен снять короткометражный фильм для показа в антракте дадаистического балетного спектакля Представление отменяется (Relche). Первый звуковой фильм Клера — Под крышами Парижа (Sous les Toits de Paris, 1930) — принес режиссеру международную известность. Последовавшие за ним Миллион (Le Million, 1931) и Свободу нам! (A Nous la libert, 1932) были отнесены к шедеврам комедийного жанра. Англоязычный дебют Клера — Призрак едет на Запад (The Ghost Goes West, 1935) — тоже увенчался крупным коммерческим успехом, что побудило режиссера с началом Второй мировой войны выехать в США. Во время пятилетнего пребывания в Америке Клер снял всего четыре фильма. Вернувшись в 1947 во Францию, Клер активно работал в кино, но лишь две его работы — Ночные красавицы (Les Belles de nuit, 1952) и Большие маневры (Les Grandes Manoeuvres, 1955) получили признание.

ЛИТЕРАТУРА

Брагинский А.В. Рене Клер. М., 1963 Клер Р. Сценарии и комментарии. М., 1969 Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. М., 1981 Божович В.И. Рене Клер — классик французского кино. М., 1981

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Клер Рене — (наст. фам. Шомет; 1898–1981) – франц. кинорежиссер, сценарист. Пост. ф.: «Под крышами Парижа» (1930), «Последний миллиардер» (1934), «Большие маневры» (1955), «Порт де Лила» (1957; в отеч. прокате «На окраине Парижа»), «Все золото мира» (1961) и др. Энциклопедический словарь псевдонимов
  2. Клер Рене — Клер (Clair) Рене (настоящая фамилия Шомет, Chomette) (1898—1981), французский кинорежиссёр. От авангардных фарсово-эксцентрических фильмов («Антракт», 1924) перешёл к созданию лирико-иронических, порой сатирических комедий: «Соломенная шляпка» (1928)... Большая биографическая энциклопедия