ЗАПАДНАЯ САХАРА

В прошлом т.н. Испанская Сахара, территория в Северо-Западной Африке. Площадь — ок. 266 тыс. кв. км, границы четко не определены. Граничит на севере с Марокко, на северо-востоке с Алжиром, на юге и востоке — с Мавританией. На западе омывается водами Атлантического океана. Установить общую численность проживающих в Западной Сахаре марокканцев и коренного населения сахрави (сахарцев) весьма сложно. По приблизительным оценкам, в Западной Сахаре в 1996 проживали 223 тыс. человек. Административный центр территории — Эль-Аюн. С середины 1970-х годов Марокко начал оккупацию Западной Сахары и в 1979 объявил о присоединении всей этой территории, но ни одно правительство и ни одна международная организация не признали аннексию правомочной.

ЗАПАДНАЯ САХАРА Карта Западной Сахары

ЗАПАДНАЯ САХАРА. Рис. 2 На карте Африки

Природа. Поверхность Западной Сахары представляет собой каменистую пустынную равнину, постепенно поднимающуюся от побережья на восток. Наиболее возвышенная северо-восточная часть страны представляет собой отроги гор Атлас. Климат страны тропический, пустынный. Благодаря воздействию береговых атлантических ветров климатические условия более умеренные в приморских районах. Здесь средние температуры июля 22-24° С, тогда как во внутренних районах — 32-36° С, а средние максимальные — 46° С, иногда температура воздуха повышается до 54° С. Средние температуры января — 16-18° С. Как правило, среднее годовое количество осадков не превышает 100 мм, а на большей части страны — ок. 50 мм. Город Эль-Аюн снабжается водой из уэда (вади — подземной реки) Эль-Хамра. Постоянным источником воды служит также крупное подземное озеро в районе города Дахла. В годы, когда количество осадков превышает среднегодовую норму, потоки воды заполняют пересохшие русла рек, а пустынная равнина покрывается травянистой растительностью. В пустынях произрастают разреженные кустарники, а в оазисах — акации, пальмы, фикусы. Животный мир небогат. Из крупных млекопитающих встречаются кабаны, муфлоны, антилопы, гепарды, шакалы, гиены, из пресмыкающихся — ящерицы и змеи. Побережье посещают стаи перелетных птиц, направляющихся на зимовку в Мавританию и далее на юг. Прибрежные воды Атлантического океана изобилуют разными видами рыб.

Население. Первые жители на этой территории — берберские племена групп зената и санхаджа — в результате арабских завоеваний были арабизированы и исламизированы. В настоящее время основные племена Западной Сахары имеют смешанное арабо-берберское происхождение. Они говорят на диалекте арабского языка — хасания, исповедуют ислам суннитского толка, имеют общие культурные традиции. Племена сохраняют устные предания и определенную социальную структуру. У населения представления о национальной территории смутные, и чаще всего их географический кругозор ограничивается конкретными районами пастбищ или караванных маршрутов. Сахрави проживают не только на территории Западной Сахары, но и в Мавритании, в южных районах Марокко, на севере Мали и на юге Алжира.

Общество. Сахрави также называют маврами или, учитывая их арабское происхождение, аль-бейдан (белыми). В своем большинстве сахрави — мусульмане. Традиционное общество базировалось на системе родоплеменных отношений, развивавшихся на уровне клана и племени (кабила). Несмотря на то, что оно сформировалось в условиях патриархата, женщинам предоставляется определенный объем власти и имущественных прав. Социально-политическая иерархия сахравийского общества, основанная на возможности пользования обработанными землями, колодцами и пастбищами, предусматривала осуществление контроля "сильных племен" над менее влиятельными племенными группами. В социальном отношении подчиненная часть сахравийского общества подразделялась на рабов (абид), зависимых крестьян (харатин), кастовые группы певцов-сказителей (иггураван), ремесленников (муаллимин) и племенную знать (знага). На протяжении 17 в. шел процесс дифференциации сахравийских племен на "военные" (хасани) и "религиозные" (завайя). Функциональные различия в деятельности сахравийских племен прослеживаются на примере племенной группы макиль, которая осуществляла экспансию в южном направлении, и местных берберских этнических групп. В конце 17 — начале 18 вв. племенная группа макиль пользовалась значительной поддержкой со стороны марокканских правителей, особенно султана Мулай Исмаила (1672-1727). В результате арабы из группы макиль и берберы из группы санхаджа создали свои раннегосударственные образования, в которых "религиозные" племена отвечали за духовную жизнь, правовое регулирование и торговлю, а "военные", в обмен на выплату дани, обеспечивали их безопасность. Социально-политические перемены в 17-18 вв. произошли и в зоне Сахеля, где в результате религиозно-реформаторских движений местное общество претерпело заметную трансформацию. В результате сахравийские религиозные наставники расширили свое влияние среди племен арабского и африканского происхождения. В 16 в. большой популярностью пользовался мусульманский ученый-богослов Сиди Ахмад аль-Беккаи, который жил в городке Валата на территории современной Мавритании. Поддерживаемый мощной племенной федерацией кунта, аль-Беккаи считался выдающимся знатоком исламского мистицизма (тасаввуф) в рамках традиции Кадирийя и мусульманского права (фикх). У шейха Сиди Моктара аль-Кабира (19 в.), крупного религиозного деятеля федерации кунта, были два выдающихся ученика и преемника: шейх Сидия Баба, который основал религиозное братство бутилимит и признан родоначальником племени улад-бейри, которое и поныне играет видную роль в политической жизни Мавритании, и шейх Мухаммед Фадиль, который в рамках метода мистического Кадирийя создал новое мистическое братство (тарика) под названием Фадилийя. Сын шейха Мухаммеда Фадиля шейх Ма аль-Айнин основал город Смара на территории современной Западной Сахары. По мере роста авторитета Смары как центра исламской науки и образования увеличивалось влияние шейха Ма аль-Айнин и его родного племени регейбат. В 20 в. шейх Ма аль-Айнин признал султана Марокко Мулай Абд аль-Азиза "повелителем правоверных" (амир аль-муминин) и покровителем всех мусульман, обитающих в северной Мавритании и южном Алжире. Однако и Франция, и Испания вынашивали собственные планы относительно будущего этих территорий, что нашло отражение в Алхесирасском акте 1907, который узаконил создание протекторатов каждой из упомянутых европейских держав. Хотя Ма аль-Айнин, а впоследствии его сын возглавили движение сопротивления, в 1933-1934 Франция и Испания завершили захват северо-западной оконечности Африканского материка. В результате европейского вторжения "военные" племена хасани перестали выполнять функции защитников прав собственности и территории. Лишь племя регейбат благодаря своему религиозному авторитету продолжало сохранять влияние в этом регионе. В результате изменившегося соотношения сил между племенами ослабло влияние двух крупных "военных" племен, улад-делим и текна. Со временем сахравийское общество все больше становилось оседлым или полуоседлым. В результате в племенной структуре Западной Сахары произошли заметные изменения: возросла роль женщин в политической и экономической жизни общества, было осуществлено освобождение рабов (абид), уменьшились социальные различия между господствующими племенами и племенами-данниками (знага), большее участие в делах общества стали принимать зависимые земледельцы (харатин). Вместе с тем многие элементы традиционного социального порядка и племенного образа жизни сохранились из-за суровых природных условий, не позволяющих развивать альтернативные кочевью формы хозяйства. Влиятельные старинные семейные династии, в частности семья Ма аль-Айнин, и теперь играют важную роль в борьбе за суверенитет Западной Сахары. Среди влиятельных сахравийских племен особое место занимает племя текна, которое исторически разделилось на оседлых текна вади-нун, проживающих в Марокко, и кочевников текна, которые обитают дальше к югу (например, племена айт-мусса у али, изаргиен, айт-лахсен). Упомянутые выше регейбат разделились на регейбат ас-сахель, которые сосредоточились на атлантическом побережье, и регейбат аш-шарк, проживающих в более восточных местностях, в Сахаре. Кроме того, значительным влиянием, прежде всего в районе Вилла Чиснерос (совр. Дахла), обладают племена улад-делим и улад-бу-сбаа, "военное" племя, которое в свое время бросило вызов Мулай Исмаилу и, потерпев поражение, мигрировало дальше к югу, а также пользующееся авторитетом племя арусийин, проживающее в районе Смары. Поскольку мужское население сахрави в лагерях Фронта ПОЛИСАРИО на территории южного Алжира занято на военной службе, руководящая роль в этих временных поселениях принадлежит преимущественно женщинам. Молодое поколение жителей Западной Сахары плохо представляет жизнь за пределами этих лагерей беженцев, а многие юные сахрави родились там в период войны, которая продолжается уже более 25 лет.

ЭКОНОМИКА

Территория Западной Сахары в целом бедна природными ресурсами. Исключение составляют лишь некоторые полезные ископаемые и рыба, которой изобилуют прибрежные воды Атлантического океана. До сих пор не установлены запасы нефти в районе западносахарского шельфа. Местное население извлекает немалую прибыль от притока капиталов и частных инвестиций из Марокко, а также от облагаемой пошлинами и контрабандной торговли товарами, поступающими с Канарских о-вов. В 1987 объем коммерческих грузов, прошедших через сахарские порты, составил 1,4 млн. т, или 3% общего объема морской торговли Марокко. Традиционно сахрави занимались кочевым и полукочевым скотоводством, а также караванной торговлей с населением южного Марокко, оазисов в пустыне Сахаре, соледобывающих районов и скотоводами, кочующими в долинах рек Сенегал и Нигер. Однако в последние годы торговля сосредоточилась в основном в прибрежной зоне. Экономическая статистика по Западной Сахаре отсутствует, поэтому имеются лишь отрывочные сведения о хозяйственной деятельности в этом регионе. Близ города Смара в 1963 разведано крупное месторождение высококачественных фосфоритов (около четверти мировых разведанных запасов) Бу-Краа, которое в настоящее время активно разрабатывается. Имеются подтвержденные данные о наличии месторождений железной и медной руд, урана, калийных солей. Прибрежные воды Атлантического океана привлекательны для рыболовецких судов всего мира, главным образом из Испании, а также Японии, стран СНГ и других европейских стран. См. далее

ЗАПАДНАЯ САХАРА. ИСТОРИЯ

ЗАПАДНАЯ САХАРА. ПОЛИТИКА

ЛИТЕРАТУРА

Кууз А.А. Западная Сахара. — В кн.: Новейшая история арабских стран Африки. 1917-1987. М., 1990 Луконин Ю.В., Подгорнова Н.П. История Мавритании в новое и новейшее время. М., 1991 Королевство Марокко. Справочник. М., 1991

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Западная Сахара — (Western Sahara, Sahara Occidental), спорная территория на СЗ. Африки, на побережье Атлантического океана. Пл. 252,1 тыс. км², делится на Сев. (Сегиет-эль-Хамра, 82 тыс. км²) и Юж. (Рио-де-Оро, или Уади-Дахаб, 184 тыс. км²) области. Адм. Словарь географических названий
  2. Западная Сахара — Территория в Северо-Западной Африке. На З. омывается Атлантическим океаном. Граничит на С. с Марокко и Алжиром, на В. и Ю. — с Мавританией. Владение Испании («заморская провинция»); управляется генерал-губернатором, назначаемым правительством Испании. Большая советская энциклопедия
  3. ЗАПАДНАЯ САХАРА — (Сахарская Арабская Демократическая Республика, бывшая Испанская Сахара) государственное образование в западной части пустыни Сахара, на побережье Атлантического океана. Принадлежность 3. С. к своей территории оспаривали Марокко и Мавритания. В 1967... Словарь по конституционному праву
  4. Западная Сахара — орф. Западная Сахара Орфографический словарь Лопатина
  5. ЗАПАДНАЯ САХАРА — ЗАПАДНАЯ САХАРА — территория на северо-западе Африки. 266 тыс. км2. Население 213 тыс. человек (1993) — главным образом мавры (арабы Западной Сахары). Официальный язык — арабский. Господствующая религия — ислам. Большой энциклопедический словарь