ДЬЯВОЛ

(греч. diabolos, "клеветник"), в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово "сатан" ("сатана"), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды — в 1 Пар 21:1, Иов 1-2 и Зах 3:1-2. Хотя неоднократно высказывалось мнение, что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с древних времен. Более того, само место, которое отводится сатане в религиозной системе иудаизма, где он подчинен Яхве и обладает лишь ограниченной властью, принципиально отличается от места, занимаемого началом зла в иранском дуализме — Ахриманом, который совечен и равен Ахурамазде (Ормазду), благому духу света, и наравне с последним принимает участие в сотворении мира. Вместе с тем мировоззрение древних иранцев повлияло на развитие семитских представлений о дьяволе, который в апокрифической литературе приобретает большую независимость от Яхве и получает в свое распоряжение полчища младших злых духов. Так, в Книге Еноха о сатане говорится во множественном числе; это имя применяется к демонам, троякое назначение которых состоит в том, чтобы искушать (69:4, 6), обвинять (40:7) и наказывать (53:3; 56:1; 62:11). Происхождение этих демонов связывается с рассказом о падении ангелов, которые согрешили с "дочерьми человеческими" (1 Енох 6-10, ср. Быт 6:1-6). Автор Книги Премудрости Соломона впервые отождествил сатану со змием из третьей главы Книги Бытия (Прем 2:23-24). Асмодей, злой дух в Книги Товита (3:8), возможно, олицетворяет дьявола. В Новом Завете дьявол, или сатана, фигурирует еще под несколькими дополнительными именами. Он называется "бесовским князем" (Мк 3:22), "князем мира сего" (Ин 12:31) и "князем, господствующим в воздухе" (Еф 2:2); он "искуситель" (Мф 4:3; 1 Фес 3:5), "веельзевул" (Мф 12:24, 27; Лк 11:18, 19), "враг" (Мф 13:39), "лукавый" (Мф 13:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:14), "Велиар" (2 Кор 6:15), "змий" (2 Кор 11:3) или "древний змий" (Откр 12:9), "бог века сего" (2 Кор 4:4), "отец лжи" (Ин 8:44) и, возможно, Аполлион (что означает "Губитель") (Откр 9:11), может прикидываться ангелом света (2 Кор 11:14). Все эти определения относятся к могущественному существу, враждебному Богу, стремящемуся насаждать зло и пользующемуся ложью и обманом, чтобы совращать беспечные души.

См. также ДЕМОНОЛОГИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). М., 1996 Мессадье Ж. История дьявола. М., 1996 Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997 Сандулов Ю.А. Дьявол: Исторический и культурный феномен. СПб, 1997

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Дьявол — ДЬЯВОЛ — см. Сатана. Литературная энциклопедия
  2. дьявол — -а, м. 1. В некоторых религиях: злой дух, черт, сатана. 2. прост. Употребляется как бранное слово. — Куда тебя несет, дьявол! Не видишь разве, что едешь на людей ---! — услышал Бобров впереди грубый окрик. Куприн, Молох. — О, дьявол!... Малый академический словарь
  3. ДЬЯВОЛ — (от греч.διάβολος, «клеветник») сатана (от др.-евр. šãtãn, «противодействующий », « противник»), мифологический персонаж, олицетворение сил зла («нечистая сила»), противостоящий «доброму началу» — богу. Д. занимает видное место в христианском вероучении. Мифологическая энциклопедия
  4. дьявол — Дья́вол/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Дьявол — (от греч. diábolos, буквально — клеветник) Сатана (в исламе — Иблис), в учениях некоторых религий (христианстве, исламе и др.) — злой дух или глава злых духов, «нечистой силы», противостоящий богу, толкающий человека к греху, властелин ада, олицетворение зла. Большая советская энциклопедия
  6. дьявол — орф. дьявол, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. дьявол — Какого дьявола? или за каким дьяволом? или на кой дьявол? (разг. вульг.) — зачем? для чего? Фразеологический словарь Волковой
  8. Дьявол — I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА 1) рус. слово «Д.» происходит от греч. диаболос, «клеветник», «подстрекатель». Это греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. слова см. Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. дьявол — Лицо, выдающее себя за преступника, но не связанное с ними Словарь воровского жаргона
  10. дьявол — см. >> бес Словарь синонимов Абрамова
  11. дьявол — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) кого? дьявола, кому? дьяволу, (вижу) кого? дьявола, кем? дьяволом, о ком? о дьяволе; мн. кто? дьяволы, (нет) кого? дьяволов, кому? дьяволам, (вижу) кого? дьяволов, кем? дьяволами, о ком? о дьяволах... Толковый словарь Дмитриева
  12. дьявол — Заимств. из ст.-сл. яз., где диаволъ < греч. diabolos «клеветник», а затем — «злой дух», производного от diaballō «клеветать, оговаривать» (от ballō «бросаю, разрушаю»). Этимологический словарь Шанского
  13. дьявол — • Бездушный (Бальмонт). • Бледный (Бальмонт). • Странно-бледнолицый (Бальмонт). Словарь литературных эпитетов
  14. дьявол — ДЬЯВОЛ -а; м. [греч. diabolos] 1. По религиозным представлениям: злой дух, чёрт, сатана; воплощение злого начала. Д. на грех подбивает. Д. в кого-л. вселился. Глаза горят, как у дьявола. Хитер, умён как д. 2. Разг. О злом, коварном человеке. Настоящий д.!... Толковый словарь Кузнецова
  15. дьявол — ДЬЯВОЛ, дьявольский и пр. см. диавол. Также см. диавол Толковый словарь Даля
  16. дьявол — ДЬЯВОЛ, а, м. В религиозной мифологии: злой дух, противостоящий Богу, сатана, употр. как бранное слово, а также в нек-рых выражениях. Умён (хитёр) как д. кто-н. (очень умён, хитёр; разг.). Что за д.? (выражение раздражения, недоумения; прост.). Толковый словарь Ожегова
  17. дьявол — Дьявола, м. [греч. diabolos, букв. клеветник]. 1. В религиозных представлениях – злой дух, черт, сатана. 2. Бранное слово (простореч.). Куда прёте, дьяволы! 3. в знач. междом. Употр. для выражения досады, недовольства, раздражения (разг. вульг.). Большой словарь иностранных слов
  18. дьявол — ДЬ’ЯВОЛ, дьявола, ·муж. (·греч. diabolos, ·букв. клеветник). 1. В религиозных представлениях — злой дух, чорт, сатана. 2. Бранное слово (·прост. ). Куда прете, дьяволы! 3. в знач. межд. употр. для выражения досады, недовольства, раздражения (·разг. Толковый словарь Ушакова
  19. дьявол — Восходит к латинскому diabolus или к греческому diabolos; любопытно, что в языческую эпоху это слово означало всего лишь "клеветник", а значение "сатана", "враг рода человеческого" появилось на заре христианства. Этимологический словарь Крылова
  20. дьявол — 1. дьявол I м. 1. простореч. Коварный человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. II межд. простореч. Возглас, выражающий недовольство, досаду, раздражение. 2. Дьявол... Толковый словарь Ефремовой
  21. ДЬЯВОЛ — ДЬЯВОЛ (от греч. diabolos) (сатана, черт, Иблис) — в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или Глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада. Большой энциклопедический словарь
  22. дьявол — дья́вол др.-русск., ст.-слав. диѩволъ διάβολος, болг. дя́вол, сербохорв. ђа̏во̑, род. ђа̏вола, цслав., заимств. из греч. διάβολος; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 230; Гр.-сл. эт. 53; Бернекер 1, 199. Ср. также дед, дёготь. Этимологический словарь Макса Фасмера