ГРЕХОПАДЕНИЕ

В христианском вероучении, "первородный" грех прародителей, Адама и Евы, решающим образом повлиявший на судьбу и состояние человечества. В Книге Бытия, после рассказа о сотворении Адама и Евы, говорится о том, что Бог не только создал их самыми совершенными из живых существ, но и наделил их особыми дарами и поселил их в саду Эдема, где они могли вести счастливую жизнь, не омраченную страхом или страданиями. Их невинность — плод их общения с Богом — была знаком их нравственного совершенства: "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились". Грехопадение произошло следующим образом. Бог дал им особую заповедь, воспрещающую вкушать плоды от дерева познания добра и зла (Быт 2:17), назначив наказанием за нарушение этой заповеди смерть: "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Однако змей, посулив Еве, что в тот день, в который они вкусят плодов этого древа, их глаза откроются и они будут "как боги, знающие добро и зло", убедил Еву нарушить заповедь, а Ева предложила Адаму разделить с ней эту трапезу (Быт 3:1-6). Бог же, сказав: "вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт 3:14-24), изгнал Адама и Еву из рая и обрек их жить до смерти в трудах и страданиях, змея же проклял. Обстоятельства и детали грехопадения, о котором рассказывает Книга Бытия, по-разному истолковывались библейскими экзегетами. Большинство из них не видело никаких затруднений в буквальном понимании этого рассказа, однако явное присутствие в нем антропоморфных мотивов побудило Филона Александрийского в 1 в., христианских писателей-александрийцев 3 в. (Климент, Ориген), кардинала Каетана в 16 в. и многих других прибегнуть к аллегорическим толкованиям. В 20 в. проблема интерпретации грехопадения еще более усложнилась в результате развития библейской критики, ставящей вопрос о связи Книги Бытия с древними ближневосточными мифами. Все больше исследователей усматривает в библейском рассказе о грехопадении отголоски фольклорных традиций. Католические экзегеты, отстаивая достоверность рассказа о грехопадении, не требуют безоговорочного принятия всех деталей, сопровождающих этот рассказ. Либеральные экзегеты, как и многие протестантские теологи, рассматривают его как миф, не подлежащий исторической интерпретации.

См. также ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. грехопадение — -я, ср. По библейскому сказанию: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заветов бога. || перен. книжн. ирон. Нарушение общественных норм поведения, морали и т. п.; проступок. Малый академический словарь
  2. ГРЕХОПАДЕНИЕ — («Адам и Ева в раю») библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи («змея»), ест запретный плод и дает его отведать мужу... Мифологическая энциклопедия
  3. грехопадение — Грех/о/пад/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  4. грехопадение — орф. грехопадение, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. Грехопадение — См. Грех , см. Женщина (1,Б и В). Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. грехопадение — см. >> грех Словарь синонимов Абрамова
  7. грехопадение — ГРЕХОПАДЕНИЕ -я; ср. Книжн. 1. Нравственное падение, поступок, представляющий измену какому-л. идеалу, принципам, убеждениям или нарушающий общественные нормы поведения, морали и т.п. 2. = Первородный грех. Толковый словарь Кузнецова
  8. грехопадение — ГРЕХОПАДЕНИЕ, я, ср. (книжн.). Нравственное падение, поступок, совершённый в нарушение норм общественной морали [первонач. падение первых людей, Адама и Евы, вкусивших запретный плод от древа познания]. Толковый словарь Ожегова
  9. грехопадение — См. грех Толковый словарь Даля
  10. грехопадение — ГРЕХОПАД’ЕНИЕ, грехопадения, мн. нет, ср. ·первонач., в библейском мифе, — впадение в грех, греховное падение первых людей, Адама и Евы, по наущению дьявола нарушивших завет, данный им богом, а до тех пор бывших безгрешными (церк.). | перен. Толковый словарь Ушакова
  11. грехопадение — грехопадение ср. 1. Нарушение первыми людьми — Адамом и Евой — заповеди Бога об абсолютном повиновении, повлекшее за собою — по библейскому сказанию — изгнание из рая и наказание не только для них, но и для потомков. 2. перен. Толковый словарь Ефремовой
  12. Грехопадение — Или первородный грех согласно библейскому мифу – нарушение первыми людьми Адамом и Евой божьего запрета есть плоды с дерева «познания добра и зла». За это Бог изгнал их из рая. Словарь по культурологии
  13. Грехопадение — Прародителей описано Моисеем в книге Бытия (гл. 3). Это повествование иудеи и христиане всегда считали действительным историческим фактом, за исключением александрийских учителей, Климента и Оригена... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона