ГОБОЙ

Деревянный духовой музыкальный инструмент. Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д'амур, английский рожок, фагот и контрафагот. Богатый, напряженный тембр гобоя способствовал его большой популярности на протяжении более чем 250 лет. Современный гобой представляет собой коническую деревянную трубку длиной 60 см с узким каналом и двойным язычком, который вставляется в более узкий конец инструмента. Он состоит из трех частей и обычно изготавливается из африканского черного дерева, хотя используются и другие породы дерева и даже пластмасса. Звук образуется благодаря колебаниям воздушного столба внутри трубки, возбуждаемым при вдувании воздуха быстрой вибрацией двух тростниковых пластинок, составляющих двойной язычок. Нижний звук извлекается, когда колеблется воздушный столб максимально возможной длины, т.е. воздух, заполняющий трубку по всей длине. Длина столба регулируется рядом просверленных в трубке боковых отверстий, которые исполнитель открывает и закрывает непосредственно пальцами или с помощью системы клапанов. Когда эти клапаны один за другим открываются, столб воздуха укорачивается и звук повышается. Полный диапазон инструмента — от си-бемоль малой октавы до ля третьей октавы.

Старинный гобой. Трубки с одинарными или двойными язычками известны, по-видимому, с древнейших времен. Старейшими из сохранившихся инструментов этого типа являются две серебряные трубки, найденные на шумерском царском кладбище в Уре и датируемые 2800 до н.э. Эти трубки образовывали пару и имели двойные язычки. Позднее подобные трубки, изготовляемые из металла, дерева или кости, появились в Египте, Малой Азии, Греции, Индии и на Дальнем Востоке. Главным духовым инструментом в Древней Греции был авлос (древнеримское название — тибия), часто неверно называемый флейтой. Он состоял из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно, причем одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой. Аналогичное бурдонное сопровождение стало отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком — волынки. Древние трубки стали предшественниками язычковых инструментов Средневековья и эпохи Возрождения. К концу последней их появилось множество — среди них и шалмеи, крумгорны и волынки. Шалмей и поммер непосредственно предшествовали гобою и фаготу 18 в.

Современный гобой. Современный гобой в своем первоначальном виде появился в конце 17 в. во Франции в результате усовершенствования шалмея. Очень быстро он вошел в постоянный состав симфонического оркестра и распространился по всей Европе. К 1700 гобой приобрел форму, которую лишь с небольшими изменениями сохранял в течение столетия. Он имел шесть отверстий и два клапана. В 19 в. произошли значительные изменения в количестве отверстий и в клапанном механизме. Теобальд Бем (1794-1881) разработал систему пружин, рычагов и клапанов, которая позволила сделать больше отверстий и расположить их в соответствии с требованиями акустики. Созданная для флейты, бемовская система была приспособлена для всех деревянных духовых инструментов. Наиболее активно реконструкция гобоя протекала во Франции и Германии. Немецкий гобой, сохраняя более широкий канал классического гобоя и используя широкий, несколько жестковатый язычок, имел богатый, плотный, как бы темный тембр. Французский гобой, с более узкими язычком и каналом, обладал более блестящим и острым звучанием. Р.Штраус предпочитал гобой французской системы и способствовал его утверждению у большинства гобоистов Германии и Центральной Европы. Французский гобой, в основном той же системы, что была принята Парижской консерваторией в 1881, сейчас распространен наиболее широко. Гобой немецкой системы был популярен только в России, хотя в последнее время и там стали превалировать инструменты французской системы. В Вене остается популярным гобой Цулегера, по стилю и конструкции более близкий к классическому гобою. Разновидности гобоя настроены ниже, чем обычный сопрановый. Гобой д'амур — меццо-сопрановый гобой, настроен на малую терцию ниже обычного. Его мягкий, как бы матовый тембр особенно привлекал Баха и других композиторов эпохи барокко. Среди современных композиторов, также использовавших этот инструмент, — Штраус, Дебюсси и Равель. Английский рожок — альтовый гобой, настроенный квинтой ниже обычного. Благодаря богатому, своеобразному тембру он стал сольным инструментом симфонического оркестра.

См. также АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК. Басовый гобой (или, как его иначе называют, баритоновый гобой) настроен октавой ниже сопранового. Его звучание считалось недостаточно сильным для больших оркестров, которые вошли в моду к концу 19 в. Чтобы восполнить этот недостаток, в 1904 был предложен геккельфон, названный так по имени его изобретателя Геккеля, немецкого мастера духовых инструментов. Р.Штраус применил его в Электре и Саломее, время от времени его стали использовать и другие композиторы.

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гобой — -я, м. Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой. [нем. Hoboe] Малый академический словарь
  2. Гобой — (нем. Oboe, от франц. hautbois, букв. — высокое дерево). 1) Деревянный дух. язычковый инструмент. Возник во Франции в нач. 2-й пол. 17 в. в результате реконструкции старинного шалмея. Отличается от него относит. Музыкальная энциклопедия
  3. гобой — Гобо́й/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Гобой — (нем. Hoboe, от франц. hautbois, буквально — высокое дерево) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Возник во Франции во 2-й половине 17 в. из средневекового инструмента шалмея (Schalmei). Современный... Большая советская энциклопедия
  5. гобой — орф. гобой, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. гобой — ГОБОЙ я, м. haut-bois m., > нем. Hoboe. Деревянный духовой музыкальный инструмент, по высоте средний между кларнетом и флейтой. БАС-2. Прислано сюда музыкальных инструментов .. пара валторн медных негодных же, пара кронов негодных же, пара гобои. 1760. Словарь галлицизмов русского языка
  7. гобой — ГОБОЙ -я; м. [нем. Hoboe] Духовой деревянный музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки (по высоте звука средний между кларнетом и флейтой). ◁ Гобойный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  8. гобой — ГОБОЙ, я, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки. | прил. гобойный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  9. гобой — ГОБОЙ м. музыкальное орудие, похожее на кларнет, составляющее по объему (две октавы и три ноты) средину между им и флейтой. Гобойный, до гобоя относящийся. Гобоист м. играющий на гобое; гобоистов, ему принадлежащий. Толковый словарь Даля
  10. гобой — Гобоя, м. [ит. oboe] (муз.). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой. Большой словарь иностранных слов
  11. гобой — ГОБ’ОЙ, гобоя, ·муж. (·итал. oboe) (муз.). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой. Толковый словарь Ушакова
  12. гобой — гобой м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент — по высоте звука средний между кларнетом и флейтой — в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце. Толковый словарь Ефремовой
  13. ГОБОЙ — ГОБОЙ (от франц. hautbois, букв. — высокое дерево) — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д'амур, английский рожок, геккельфон. Большой энциклопедический словарь
  14. гобой — гобо́й стар. гобои, во времена Петра I; см. Смирнов 91; через нем. Hoboe "гобой" из франц. hautbois, букв. "высокое дерево" в отличие от basson "фагот" из франц. bas "низкий"; см. Клюге-Гётце 251 и сл. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. Гобой — (Oboe — ит., Hautbois — фр., Hoboe — нем.) — деревянный духовой муз. инструмент, принадлежащий к группе тех духовых инструментов, мундштук которых снабжен язычком (Г., фаготы, кларнеты, саксофоны). Корпус... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона