Кантата

(итал. cantata, от лат. и итал. cantare — петь) — жанр светской и церк. вокально-инструментальной музыки.

Термин впервые зафиксирован в названии сборника А. Гранди Cantate ed arie (1620). Ранние К. исполнялись певцом в сопровождении basso continuo (чембало или органа и виолы). Б. Феррари включил в К. речитатив и ариозо (3 сб. Musiche varie, 1633–41). После 1650 итал. К. приобрела свой типичный вид: 2 или более арий, соединенных речитативами. К. писали все итал. композиторы эпохи барокко: Л. Росси, Дж. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Страделла и др. В Неаполе у Ф. Провенцале и А. Скарлатти под влиянием оперы К. получила более развитое сопровождение (оркестр или солирующие инструменты). Итал. барочная К. была светским жанром, даже если писалась на дух. сюжеты. Развернутые К. иногда достигали размеров одноактной оперы (Лукреция, Покинутая Армида Г.Ф. Генделя; Ино Г.Ф. Телемана). Франц. барочная К. также состояла из 2–3 арий и речитативов и являлась жанром светской камерной музыки (А. Кампра, Л.Н. Клерамбо, Ж.-Ф. Рамо). Духовные произведения в той же форме назывались мотетами.

В Германии жанр К. был известен довольно рано (К. Киттель, сб. Арии и кантаты, 1638). В кон. XVII — нач. XVIII в. К. превратилась в ведущий жанр протест. церк. музыки. Вначале нем. К. были преимущественно строфическими и основывались на протест. хорале; после публикации в 1704–14 сборников кантатных текстов Э. Ноймайстера в нем. К. проникли речитативы и арии. Обычно нем. духовные К. завершались хоралом. И.С. Бах сочинил множество К. (из них сохранилось ок. 200 церковных и 19 светских), которые считаются образно-смысловым ключом ко всему его творчеству. Рождественская оратория И.С. Баха фактически является циклом из шести К.

В классическую эпоху в К. стали часто включать хор. Форма К. оказала сильное влияние на музыку мессы и др. церк. жанров. Кантатной мессой в музыковедении называют композицию с дробным членением текста и чередованием арий, ансамблей и хоров (Месса си минор И.С. Баха, Мессы и Реквием В.А. Моцарта). В форме К. положены на музыку также тексты Stabat Mater (Дж. Перголези, Й. Гайдн, Л. Боккерини), Salve Regina и др.

У венских классиков и их современников К. — преимущественно концертное светское произведение для солистов, хора и оркестра (Кающийся Давид В.А. Моцарта; Ода к Радости в финале Девятой симфонии Л. ван Бетховена). Эта тенденция сохранилась и в музыке XIX–XX вв., где К. отличалась от оратории лишь относительно меньшими размерами. В музыке XX в. произошло сближение или слияние К. с др. жанрами: балетом (сценические кантаты К. Орфа, в т.ч. Carmina Burana и Catulli Carmina), симфонией (13-я и 14-я симфонии Д.Д. Шостаковича), сюитой (Солнце инков Э.В. Денисова).

В России К. начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. (Москва П.И. Чайковского, Песнь о вещем Олеге и Из Гомера Н.А. Римского-Корсакова, Иоанн Дамаскин и По прочтении псалма С.И. Танеева, Весна и Колокола С.В. Рахманинова, Кантата к 20-летию Октября и Александр Невский С.С. Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А.Г. Шнитке).

Лит-ра: Ширинян Р.К. Оратория и кантата. М., 1960; Schmitz E. Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts. Lpz., 1914 (Regensburg, 1965), Bd. 1; Lange W. Die AnfКnge der Kantate. Dresden, 1938; DЯrr A. Die Kantaten von J.S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bd.

Л. Кириллина

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Кантата — КАНТАТА (итальянск. cantata) — принадлежит к числу синкретических художественных форм, соединяющих стиховую форму с музыкальным исполнением. Возникая на рубеже XVI и XVII вв. в Италии... Литературная энциклопедия
  2. кантата — -ы, ж. 1. Жанр торжественной лирики (в русской поэзии 18 — начала 19 вв.) — стихотворение, написанное на определенный торжественный случай. Малый академический словарь
  3. Кантата — (итал. cantata, от итал. и лат. cantare — петь; нем. Kantate) — крупное вок.-инстр. произведение, предназначенное, как правило, для одного или неск. солистов, хора и оркестра (известны и К. для одного хора, для одного солиста с оркестром). Музыкальная энциклопедия
  4. кантата — Канта́т/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. Кантата — (итал. cantata, от лат. canto — пою) крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются... Большая советская энциклопедия
  6. кантата — орф. кантата, -ы Орфографический словарь Лопатина
  7. кантата — КАНТАТА ы, ж. cantate f., нем. Cantate <, ит. cantata. муз. Крупное музыкальное произведение для пения с инструментальным сопровождением; лирическая поэма торжественного характера. Сл. 18. Но разве вы меня хотите отпустить не пропевши ни одной Кантады?... Словарь галлицизмов русского языка
  8. Кантата — КАНТАТА — см. Народная литература. Словарь литературных терминов
  9. кантата — см. >> песнь Словарь синонимов Абрамова
  10. кантата — Заимств. в начале XIX в. из итал. яз., где cantata «кантата» < «пение» является суф. производным от cantare «петь». Этимологический словарь Шанского
  11. кантата — КАНТАТА -ы; ж. [итал. kantata] 1. Муз. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов хора и оркестра. 2. Жанр торжественной лирики (в русской поэзии 18 — начала 19 вв. Толковый словарь Кузнецова
  12. кантата — Кантаты, ж. [ит. cantata]. Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.). Большой словарь иностранных слов
  13. кантата — КАНТ’АТА, кантаты, ·жен. (·итал. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). | Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.). Толковый словарь Ушакова
  14. кантата — кантата I ж. Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра; торжественная хоровая песнь. II ж. Жанр торжественной лирики (распространённый в русской поэзии XVIII — начала XIX... Толковый словарь Ефремовой
  15. КАНТАТА — КАНТАТА (итал. cantata, от лат. canto — пою) — крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра ("Москва" П. И. Чайковского, "Александр Невский" С. С. Прокофьева и др.). Большой энциклопедический словарь
  16. Кантата — (ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драм, разработки сюжета. Словарь по культурологии
  17. кантата — См. канта Толковый словарь Даля
  18. Кантата — (ит., лат., от canere — петь) — название вокального произведения. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось К. в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. кантата — КАНТАТА, ы, ж. 1. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. 2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.). | прил. кантатный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова