Кано Мельчор

(Cano) Мельчор — свящ.-доминиканец (OP), богослов, основоположник фундаментального богословия Нового времени; род. ок. 1509, Таранкон (Испания), ум. 30.09.1560, Толедо (Испания).

Вступил в Орден доминиканцев в 1523 в Саламанке, учился у Ф. де Витории. Рукоположен в свящ. в 1531. С 1533 преподавал философию в коллегии Св. Григория в Вальядолиде, в 1536 занимал там 2-ю кафедру богословия, в 1542 возглавил 1-ю кафедру богословия в ун-те Алькалы, в 1546 — кафедру богословия в Саламанке, ставшую вакантной после смерти Ф. де Витории. В 1551–52 принимал участие в работе Тридентского собора и сыграл важную роль в богосл. дискуссии по поводу церк. таинств. Имп. Карл V в знак признания заслуг К. содействовал назначению его в 1552 еп. Канарских о-вов, однако К. так и не вступил в управление епархией и в 1554 отказался от должности. К. был вовлечен в полит. деятельность исп. двора и имел много врагов, в т.ч. в Риме, поскольку поддерживал Филиппа II в его споре с Папой Павлом IV. К. резко критиковал не только иллюминатов, сторонников Лютера и Эразма Роттердамского, но и недавно созданное Об-во Иисуса (иезуиты), привилегии влиятельных кафедр. соборов, а также архиеп. Толедского Б. Каррансу, антипатию к которому питал еще со времени преподавания в коллегии Св. Григория: К. принял участие в инквизиционном процессе против соч. Каррансы Comentarios sobre el catecismo cristiano (Комментарий к христианскому катехизису, опубл. в 1558), приведшем к заключению Каррансы в тюрьму. Хотя К. в 1557 и 1559 избирался провинциалом доминиканцев Кастилии, он не был утвержден на этом посту до самой смерти Павла IV; новый Папа Пий IV утвердил это назначение незадолго до смерти К.

Гл. произведение К. — De locis theologicis (Об источниках богословия) в 12 кн. (не окончено, 1-е изд. 1563, выдержало более 30 переизд.). Вдохновляясь аристотелевской Топикой и работой о ней гуманиста Р. Агриколы De inventione dialectica (О диалектической находчивости, 1548), К. последовательно рассматривает 10 источников богосл. доказательств (Св. Писание, церк. Предание, авторитет Вселенской Церкви, соборов, Римской Церкви, сочинения Отцов Церкви, богословов-схоластов, естественный разум, соч. философов, история) и использование этих источников в богосл. полемике. Помимо новаторских методов сочинение К. отличают ясность изложения, обилие сведений, изящество стиля.

Соч.: Libri 12 de locis theologicis // Migne J.P. Theologiae cursus completus. P., 1837, vol. 1, p. 58–716.

Лит-ра: Caballero F. Conquenses ilustres. Ma., 1871, vol. 2; Lang A. Die Loci theologici des Melchior Cano und die Methode des dogmatischen Beweises. MЯ., 1925; BeltrЗn de Heredia V. Las corrientes de espiritualidad entre los Dominicos de Castilla durante la primera mitad del siglo XVI. Salamanca, 1941; Marcotte E. La nature de la thОologie d’aprПs M. Cano. Ottawa, 1949; Sanz y Sanz J. Melchor Cano. Ma., 1959; Aquilina A. De progressu dogmatis secundum Melchioris Cani doctrinam. Napoli, 1963; KЪrner B. Melchor Cano, De locis theologicis. Graz, 1994.

А. Горелов

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me