Амвон

(греч. άμβων, лат. ambo) — возвышение в нефе церкви, предназначенное для чтения Св. Писания, а также для произнесения проповеди и литург. пения; в раннехрист. период использовались также названия: бема (βήμα), pyrgus (πύργος), lectorium, tribunal и др. В интерпретации патр. Константинопольского Германа А. символизирует камень, преграждавший вход в Гроб Господень (возле этого камня ангел объявил о воскресении Христовом). Первое упоминание об А. содержится в 5-м каноне Лаодикийского собора (364–371), затем этот термин используется у Палладия в Житии св. Иоанна (Vita Sancti Joannis), у Сократа Схоластика (Historia ecclesiastica VI); у Созомена А. назван «бемой для чтения» (Historia ecclesiastica IX, 2). В Константинополе в храме Св. Софии на А. совершали обряд коронации императора. Предписание Constitutiones Apostolorum (ок. 380) о размещении А. «посередине церкви» допускало разнообразие: на пересечении диагоналей самой базилики или ее центр. нефа (как в Сирии). Иногда А. смещен к северу или к югу от продольной оси, как в Греции и Равенне, иногда сдвинут к востоку (Константинополь, Малая Азия). В Средние века в некоторых храмах появился второй А., предназначавшийся только для чтения Евангелия. В рим. базиликах Св. Климента, Св. Лаврентия и Санта Мария ин Космедин А. примыкают к выгороженному балюстрадой прямоугольному пространству (schola cantorum) в центр. нефе. А. делали из камня или дерева. По конструкции ранние А. можно разделить на 3 типа. 1-й («константинопольский») преобладает в юстиниановскую эпоху, сохраняясь и в раннем Средневековье, и представляет собой приподнятую на колонках платформу с балюстрадой, к которой с двух сторон ведут лестницы. Много подобных А. известно в Константинополе, Малой Азии, Греции и др. регионах (Иллирик, Болгария, Крым, Абхазия). 2-й тип (малораспространенный) — А. с «веерообразными» двойными лестницами, — относится к V–VI вв. и встречается преимущественно в Сев. Греции (напр. в церкви Св. Георгия в Салониках). 3-й тип — прямоугольные или полукруглые в плане А. меньших размеров, с одной лестницей, с полукружием, обращенным к апсиде. Он был распространен в VI–VII вв. в Греции и Малой Азии, встречается также в Далмации, Истрии, Сев. Италии и Палестине. Кроме того, выделяется близкая к 3-му типу группа небольших монолитных А. с одной лестницей (Греция, Равенна). Декор А. — в основном скульптурный, в раннехрист. эпоху преобладают символические изображения креста, а также зооморфные и растительные мотивы. Сюжетные композиции крайне редки (А. из Салоник со сценой Поклонения волхвов). Единичны случаи украшения А. мозаикой (в базилике в Никополе). После VII в. декор меняется: рельеф становится более низким и плоским, появляются антропоморфные изображения. Особый архитектурный и литург. феномен — т.н. бема, или «сирийский амвон», — был распространен в Сев. Сирии в IV–VI вв., преимущественно в базиликах. Бема располагается в центре церкви, это массивная полукруглая конструкция на цоколе, обращенная к западу. На ней расположена скамья для духовенства, иногда с подножием, а в центре ее — «трон-пюпитр». Т.н. пристенные А. (в кафедр. соборах в Пизе и Сиене) и А. в виде лоджий и балконов появились в период ранней готики. В эпоху Возрождения преобладал тип «нависающего» А. Наиболее богатые — как по форме, так и по декору — А. создавались в период барокко и рококо. Как правило, они были пристенного типа и необычных форм — напр., в виде чашечки цветка, пасти рыбы, лодки, символизирующей ладью св. Петра, и т.п.

В наст. время в Католической Церкви А. располагается в пресвитерии храма и, как и прежде, предназначен для совершения Литургии слова.

Лит-ра: Leclercq H. // DACL 1, 1330–47; Schneider A.M. // Reallexicon fЯr Antike und Christentum. MЯnster, 1950, Bd. 1, S. 363–365; Jakobs P.H. Die frЯhchristlichen Ambone Griechenlands. Bonn, 1987; Kazhdan A. A Note on the Middle-Byzantine Ambo // Byzantion 57 (1987), 422–426; Renhart E. Das syrische Bema: Liturgisch-archКologische Untersuhungen. Graz, 1995; Dennert M. Mittelbyzantinische Ambone in Kleinasien // Istanbuler Mitteilungen 45 (1995), 137–149.

Л. Хрушкова

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. амвон — -а, м. 1. Возвышенная площадка в церкви перед так наз. царскими вратами. Дьякон вышел на амвон --- и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы. Л. Толстой, Война и мир. 2. устар. Возвышение, подмостки. Малый академический словарь
  2. Амвон — (от греч. ámbōn — возвышение) возвышенное место (перед средней частью иконостаса) в православном храме; с него читаются тексты из Библии, произносятся проповеди. Большая советская энциклопедия
  3. амвон — амвон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. амвон — Амв’он (2Пар.6:13) — площадка, сооруженная Соломоном из меди посреди двора храма для молитвы при освящении храма. В дальнейшем не упоминается. Библейский словарь Вихлянцева
  5. амвон — Амво́н/. Морфемно-орфографический словарь
  6. амвон — орф. амвон, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. Амвон — Возвышение перед алтарем в раннехристианских и византийских храмах. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * 1. Выступ солеи перед средней частью иноностаса. Архитектурный словарь
  8. амвон — АМВОН -а; м. [греч. ambōn]. 1. В православной церкви: площадка, находящаяся на возвышении перед царскими вратами. Выйти, подняться на а. Читать молитвы с амвона. 2. Устар. Возвышение, подмостки. Толковый словарь Кузнецова
  9. амвон — АМВОН м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; || в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; || возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени. Толковый словарь Даля
  10. Амвон — (от άναβαινειν, восходить, suggestus, pulpitum) — кафедра древней христианской церкви. Сначала проповеди произносились с хор и притом или с главного алтаря, или с епископского места. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. амвон — амвон I м. Находящаяся на возвышении перед алтарем площадка в православном храме, с которой произносятся проповеди, читается Евангелие. II м. устар. Возвышение, подмостки. Толковый словарь Ефремовой
  12. Амвон — В христианстве часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п. Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра Краткий религиозный словарь
  13. амвон — АМВ’ОН, амвона, ·муж. (·греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед ·т.н. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. «Мужиков набралось в церковь — вона! от притвора до амвона.» Д.Бедный. Толковый словарь Ушакова
  14. амвон — амво́н "возвышение в церкви, с которого читаются проповеди и т. д.", др.-русск. амбонъ, онбонъ (Ипатьевск.), онболъ (Новгор. Кормч. 1280 г.); см. Срезн. II, 666, русск.-цслав. амъвонъ, амъбонъ. Заимств. из греч. ἄμβων; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 29. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. амвон — Амвона, м. [греч. ambon] (церк.). Возвышение в христианском храме, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди. Мужиков набралось в церковь – вона! от притвора до амвона. Д. Бедный. Большой словарь иностранных слов
  16. АМВОН — АМВОН (от греч. ambon — возвышение) — в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие. Большой энциклопедический словарь
  17. амвон — АМВОН, а, м. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к-рой произносятся проповеди. | прил. амвонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова