Аккомодация

(лат. accommodatio — приспособление, привыкание) — функциональное приспособление объекта к среде; один из этапов процесса адаптации и главный элемент этого процесса, отличный от ассимиляции. Биологическая А. — приспособление живого организма к окружающей среде, психологическая или общественная А. — функциональное приспособление человека к обществ. среде, богословская А. — приспособление формы проповедования Евангелия, а также науч. систематизации Откровения к менталитету слушателя в зависимости от развития и изменения философских, социальных и др. идей в различных эпохах и культ. условиях (LG 44; Presbyterorum ordinis 16).

Ап. Павел первым соединил семитский мир с греческим, используя эллинистические модели мышления (Деян 17, 22–34; 1 Кор 9, 19–23). По его стопам пошли Отцы Церкви. Благодаря этому уже в первые века христианства осуществился прочный синтез христ. философии с неоплатонизмом. Средние века принесли новый синтез богосл. мысли, основанный на филос. фундаменте аристотелизма.

До II Ватиканского собора понятие А. использовалось в библеистике и миссиологии, а после энциклики Humani generis (1950) также и в догматическом богословии. О необходимости использования А. во всем богословии говорится в документах II Ватиканского собора. Т.о. в богословии появилось деление на библейскую, догматическую, литургическую, миссионерскую и пастырскую А. Библейская А. означает отнесение к.-л. текста Св. Писания к личностям или предметам, о которых автор не говорит прямо. Догматическая А. означает соотнесение систематического размышления о спасительном действии Божьем (трансцендентный момент) с требованиями изменяющейся ситуации (ист. момент). Провозглашенная истина, несмотря на свою трансцендентность, всегда имеет ист. характер и может быть представлена в форме, доступной человеч. восприятию. Это совсем не означает, что она относительна. Божественные истины, неизменные и всегда сохраняющие свой смысл, должны подвергаться А., поскольку человечество не остается на одной и той же стадии дух. развития; неизменный залог веры должен постоянно присутствовать в изменчивом ист. контексте, требующем новых понятий, формулировок, более глубокого понимания и более последовательной и полной его реализации. Залог веры может находить выражение в меняющейся форме при условии, что сохраняется тот же самый смысл и значение его содержания (UR 6; GS 62). Суть веры всегда выражается при помощи исторически определенных категорий мышления данного времени и места. Догматическая А. в большой мере касается богосл. языка и его развития. Новые формулировки помогают понять некоторые пока еще недостаточно осознанные аспекты Откровения, однако они должны быть проверены в сопоставлении с первоначальной терминологией источников. В А. богосл. языка речь не идет лишь о чисто внеш. обновлении языковой формы. Новые формулировки одновременно влияют на содержание, показывая другие аспекты истины, содержащейся в Откровении, которую недостаточно выразили уже имеющиеся формулировки. Следовательно, не только термины и формулировки понятий являются предметом догматической А.; дело не только в необходимости осовременить, объяснить или проанализировать термины (библейские или святоотеческие), но в необходимости приспособить саму суть, содержащуюся в источниках, к новому менталитету. Догматическая А. является общей задачей всей Церкви, которая должна услышать голос современности и судить о совр. событиях в свете слова Божьего (GS 4; 11; 44). Инстанцией, принимающей решения и одобряющей направление развития догматической А., является Учительство Церкви (DH 1507–08; 3886–89), которое не поставлено над словом Божьим, а служит ему, изучая, сохраняя и правильно интерпретируя его при помощи Св. Духа (LG 10). Догматическая А. имеет большое экумен. значение, т.к. направляет к братскому межхрист. диалогу и тем самым помогает более глубоко понять еванг. истины (UR 11).

Литургическая А. имеет своей целью выражение посредством литургии положительного отношения Церкви к различным культурам. Литург. А. представляет собой одну из существенных форм совр. обновления литургии. В конституции II Ватиканского собора Sacrosanctum concilium сформулированы принципы приспосабливания литургии к характеру и традициям народов: сохранение библ. фундамента для литург. символики, органическая связь с уже существующими формами литургии.

Миссионерская А. приспосабливает методы проповедования слова Божьего, форм литургии и церк. структур к условиям жизни, менталитету и специфическим чертам различных народов. В свою очередь, пастырская А. приспосабливает к духу времени церк. структуры и институты, а также способы воздействия Церкви на обществ. и культ. ситуацию.

Лит-ра: Marin-Sila M. L’Оvolution homogПne du dogme catholique. Fri., 1924; Congar Y. La Tradition et les traditions. P., 1963. 2 vol.; Alszegy Z., Flick M. Lo sviluppo del dogma cattolico. Queriniana–Brescia, 1967; Kijas Z. RozwЧj dogmatЧw i jego kryteria // Tradycja w Koжciele. Kr., 1994, s. 134–151.

о. З. Кияс

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. аккомодация — -и, ж. спец. Приспособление к чему-л. ◊ @ аккомодация глаза способность глаза приспособляться к рассматриванию предметов на различных расстояниях. @ [лат. accomodatio] Малый академический словарь
  2. АККОМОДАЦИЯ — АККОМОДАЦИЯ (от лат. accomoda-tio — приспособление, приноровле-ние) — англ. accomodation; нем. Akkomodation. Пассивная форма приспособления к соц. отношениям. см. АДАПТАЦИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ. Социологический словарь
  3. Аккомодация — I Аккомода́ция (от лат. accomodatio — приспособление) в биологии и медицине термин, близкий адаптации (См. Адаптация), традиционно применяемый в следующих трёх случаях:... Большая советская энциклопедия
  4. Аккомодация — Стратегия речевой коммуникации, в результате которой достигается сокращение или, наоборот, увеличение дистанции общения между собеседниками. Обычно... Словарь социолингвистических терминов
  5. аккомодация — 1. (социолингв.) Стратегия речевой коммуникации, проявляющаяся в личной беседе. В результате А. сокращается или увеличивается дистанция общения между собеседниками. Чаще... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  6. аккомодация — (лат. accomodatio — приспособление). Частичное приспособление артикуляции согласного и гласного, обычно стоящих рядом, заключающееся в том... Словарь лингвистических терминов Розенталя
  7. аккомодация — АККОМОДАЦИЯ и, ж. accomodation f. <�лат. accomodatio. Примирение на основе взаимных уступок. Михельсон 1877. Достижение соглашения путем уступок одной или двумя сторонами. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Аккомодация — (лат. accomodatio — приспособление к чему-либо) приспособление схемы поведения человека к конкретной ситуации за счёт его активности, в результате чего эта схема изменяется. Введено Ж. Пиаже в его концепции интеллекта;... Педагогический терминологический словарь
  9. аккомодация — Аккомод/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  10. аккомодация — орф. аккомодация, -и Орфографический словарь Лопатина
  11. аккомодация — (от лат. accomodate — приспособление), термин, традиционно применяемый по отношению к разл. органам и тканям. А. глаза — приспособление его к ясному видению предметов, находящихся на разных расстояниях, посредством фокусировки изображения на сетчатке. Биологический энциклопедический словарь
  12. АККОМОДАЦИЯ — (от лат. accomodatio — приспособление к ч.-л.) — в концепции интеллекта Ж. Пиаже — свойство, сторона процесса адаптации. Содержание А., согласно Пиаже, — это приспособление схем поведения к ситуации, требующей от организма определенных форм активности. Большой психологический словарь
  13. АККОМОДАЦИЯ — АККОМОДАЦИЯ, процесс фокусировки глаза на предметах, расположенных на различных расстояниях. Человеческий глаз производит фокусировку, когда мускулы реснитчатого тела сжимаются или расслабляются, изменяя форму (изгиб) хрусталика... Научно-технический словарь
  14. Аккомодация — (лат. accomodatio приспособление) в физиологи и — процесс приспособления возбудимой ткани к постоянно нарастающей силе раздражителя, проявляющийся постепенным снижением ее возбудимости. Медицинская энциклопедия
  15. аккомодация — АККОМОДАЦИЯ -и; ж. [лат. accomodatio]. Спец. Приспособление к чему-л. А. глаза (способность глаза приспособляться к рассматриванию предметов на различных расстояниях). ◁ Аккомодационный, -ая, -ое. А-ая способность глаза. Аккомодантный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  16. аккомодация — аккомодация ж. 1. Процесс действия по гл. аккомодировать 2. Результат такого действия; взаимное или однонаправленное приспособление артикуляции согласных и гласных (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой
  17. аккомодация — АККОМОД’АЦИЯ, см. акомодация. Толковый словарь Ушакова
  18. аккомодация — Аккомодации, ж. [латин. accomodatio – приспособление] (опыт.). Приноровление глаза к определенному расстоянию посредством изменения выпуклости хрусталика. Большой словарь иностранных слов
  19. АККОМОДАЦИЯ — АККОМОДАЦИЯ (от лат. accommodatio — приспособление, приноровление) — в биологии и медицине термин, близкий термину "адаптация" и применяемый в определенных случаях. Большой энциклопедический словарь
  20. аккомодация — АККОМОДАЦИЯ, и, ж. (спец.). Приспособление (организма). А. органов речи. А. глаза (способность глаза приспособляться к рассматриванию предметов, находящихся от него на различных расстояниях). | прил. аккомодационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  21. Аккомодация — Так называется вообще приспособление, приурочение себя к таким мнениям и желаниям других, с которыми сами не находим возможности быть согласными. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона