Эссе

Эссе́

(франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание)

прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8—9 вв., Китай) и Камо Темэя (13 с., Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввел в литературу М. Монтень в своих «Опытах» (1580). Столь же непосредственны и прихотливы — с парадоксальным оттенком торжественности — проповеди Дж. Донна. Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-«метафизик» А. Коули (1618—1667), автор «Некоторых рассуждений в форме эссе»; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики.

В 18—19 вв. Э. — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд — в 19 в.; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон — в 20 в. Их лучшие образцы — импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр).

Для русской и советской литературы жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.

В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остается опыт литературно-критической оценки.

Лит.: Walker Н., The English essay and essayists, Delhi, 1966; Priestley J. B., Essayists, past and present, L., 1967; Champigny R., Pour une esthétique de l'essai, P., 1967.

В. С. Муравьев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЭССЕ — Отпечатанные, но не реализованные проекты почт, марок. Изготавливаются обычно в очень ограниченном количестве — только для представления утверждающим инстанциям. Не следует путать с пробными экз. (пробами цвета, печати и т. п.). Эссе марок России Филателистический словарь
  2. эссе — нескл., ср. лит. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и др. проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. [франц. essai] Малый академический словарь
  3. эссе — орф. эссе, нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  4. эссе — Эссе́, нескл., с. Морфемно-орфографический словарь
  5. эссе — (фр. essai опыт, набросок) прозаическое произведение философского, литературного, исторического, публицистического или иного характера, излагающее в эмоциональной, непринужденной форме соображения автора. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  6. эссе — ЭССЕ нескл., ср. essai m. 1. Проба, попытка. Вывел я в заключение, что вся жизнь моя с тех пор была ничто иное, как попытки ( essays) на разных поприщах. 1861. А. И. Михайлов-Данилевский Дн. 2. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные... Словарь галлицизмов русского языка
  7. эссе — ЭССЕ [сэ], неизм.; ср. [франц. essai] Спец. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Литературно-критическое э. Философское э. Толковый словарь Кузнецова
  8. Эссе — (фр. essai – опыт, набросок) – жанр философской, эстетической, художественно-публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Словарь по культурологии
  9. ЭССЕ — ЭССЕ (франц. essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением... Большой энциклопедический словарь
  10. эссе — Не склон., ср. [фр. essai] (лит.). Жанр критики, публицистики и др. – прозаический этюд, представляющий общие соображения о чем-л. Большой словарь иностранных слов
  11. эссе — эссе нескл. ср. Жанр философской и публицистической прозы, характеризующийся свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой проблемы. Толковый словарь Ефремовой
  12. эссе — ЭССЕ [сэ], нескл., ср. (спец.). Прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское э. Литературно-критическое э. | прил. эссеистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  13. Эссе — Или Эхтэвэн-йоки (Esse, å Ähtävän-joki) — река в западной Финляндии, впадающая в Ботнический залив к востоку от Якобстадта. Берёт начало на Суоменселькэ несколькими ручьями, вливающимися в небольшое озеро Ала-иэрви... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона