Эмаль

I

Эма́ль (франц. email, от франкск., smeltan — плавить)

стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Э. часто называют также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури (См. Глазурь), применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Основными компонентами почти всех Э. являются двуокись кремния SiO2, борный ангидрид B2O3, окись алюминия Al2O3, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, некоторые фториды и др. Э. принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Э., в которые входят сцепляющие вещества (главным образом окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, который хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Э. и металлом. Покровные Э., которые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Э. Для приготовления Э. смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной кислоты, соды, селитры, криолита и другие сплавляют в печах при 1150—1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и других материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500—1400 °С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Э. в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией и электростатически, проводят в периодически или непрерывно действующих печах.

Э. защищает металл от коррозии и придает ему красивый внешний вид. Наносят Э. в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на медные, алюминиевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Основные области применения эмалированных металлов — пищевая, химическая, фармацевтическая, электротехническая промышленность, строительство. Жароупорные и высококорозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов.

С. С. Солнцев

Эмали художественные — украшение Э. золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Э. — древнейшая техника, применяемая в ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Э. различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора,—передают четкие линии контура. Выемчатые Э. заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла отличаются большой интенсивностью цвета. Э. (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объемные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Э. изделие из металла покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. — огнеупорными). Э. бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших Э. — золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой Э. — облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус 9 в.). В Византии в 10—12 вв. была развита перегородчатая Э. на золоте. К началу 12 в. сложились европейские школы Э.: маасская — в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена) рейнская с Кельном во главе (мастера монахи Эйльбертус и Фридерикус) школа лиможской эмали (См. Лиможская эмаль). Европейские Э. в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, Витражами. С конца 14 — в начале 15 вв. в технике Э. выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Э. сменяются прозрачными Э. по гравировке с введением золотых линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная Миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника Э. пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене — изготовление украшений, табакерок, вееров в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э. известны с 7 в., получили большое развитие в 14—17 вв. Э., украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. На территории СССР Э. изготовлялись в 3 — 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой Э). Сохранились перегородчатые Э Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Э. 12-13 вв. на серебре и золоте и средневековой грузинской Э. на золоте, отличавшейся от византийской Э. менее тонкой технической проработкой, от русских — более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у московских мастеров получила распространение Э. по скани — прозрачная многоцветная Э. густых насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной Э. («усольской»). Развитие расписной Э. по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Э. (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписной Э. В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учрежден эмальерный класс в петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце 19 — начале 20 вв. изделия с Э. изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачева.

В СССР выпускают изделия с расписной Э., с Э. по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром производства Э. является фабрика «Ростовская финифть» (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э. (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Питслин и др.).

Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958; Солнаев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская эмаль и скань. М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI — XIX вв., М., 1974; Burger W, Abendländische Schmelzarbeiten, В., 1930; Medding-Alp E., Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, [1952]; Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.

Эмаль

Декоративное блюдо. Эмаль. 16 в. Франция. Эрмитаж. Ленинград.

II

Эма́ль

зубная, обызвествлённая ткань, покрывающая коронку зуба. Вырабатывается специальными эпителиальными клетками — амелобластами, которые после образования зуба отмирают, превращаясь в так называемые эмалевые призмы, имеющие вид радиально расположенных тонких (3— 5 мкм в диаметре) волокон, плотно прилегающих друг к другу. Э. — наиболее твёрдая ткань в животном организме, содержит около 97% минеральных веществ (главным образом фосфорнокислые и углекислые соединения кальция, а также небольшое количество кремнекислых солей). Защищает зубы от износа. После повреждений не восстанавливается. Поражение Э. наблюдается при кариесе зубов (См. Кариес зубов), Флюорозе и др.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. эмаль — -и, ж. 1. Непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления, а также глазурь для покрытия художественных изделий. [1-я маска:] Вот счастье. Малый академический словарь
  2. эмаль — Суспензия пигмента или смеси пигментов с наполнителями в лаке, которая после нанесения на поверхность образует непрозрачное покрытие, обладающее защитными, декоративными или специальными техническими свойствами. [71] Строительная терминология
  3. эмаль — орф. эмаль, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. эмаль — Эма́ль/. Морфемно-орфографический словарь
  5. эмаль — ЭМАЛЬ и, м. émail m. 1. Непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления; глазурь для покрытия художественных изделий. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. эмаль — Заим. в XVIII в. из франц. яз., где émail является германизмом (ср. нем. Schmelz «эмаль» — производное от schmelzen «плавить»). Глазурь названа так по своей «плавкости». Этимологический словарь Шанского
  7. ЭМАЛЬ — • ЭМАЛЬ, в промышленности — декоративное или защитное покрытие, наносимое на металлические поверхности, или тип краски. Керамические эмали изготовляют из стеклянного порошка и глушителя (смеси олова и свинца). Научно-технический словарь
  8. эмаль — (франц. email, от франкск. smeltan — плавить), зубная, специализир. эпителиальная ткань, покрывающая коронку зуба. Вырабатывается спец. клетками — адамаитобластами. Наиб. твёрдая ткань в животном организме, защищает зубы от износа и повреждений. Биологический энциклопедический словарь
  9. эмаль — ЭМАЛЬ -и; ж. [франц. émail] 1. Прочная стекловидная масса, наносимая на поверхность металла и закрепляемая обжигом (предохраняет металлические изделия от окисления); глазурь для покрытия керамических изделий. Нанести э. Слой эмали. Цветная э. Белая... Толковый словарь Кузнецова
  10. эмаль — Эмали, ж. [фр. email]. 1. только ед. Непрозрачная стекловидная масса вроде глазури, к-рой покрывается поверхность различных металлических предметов для предохранения от окисления или с целью украшения. 2. Предмет, покрытый такой массой. 3. только ед. Большой словарь иностранных слов
  11. ЭМАЛЬ — ЭМАЛЬ (зубная) — затвердевшие выделения эпителиальных клеток, покрывающие коронку зуба. Защищает его от износа и повреждений. Наиболее плотное вещество в организме (97% составляют минеральные вещества). ЭМАЛЬ (от франц. email; др.-рус. Большой энциклопедический словарь
  12. эмаль — эма́ль ж. Из франц. émail, которое производят из франк. *smalt (ср. нем. Schmelz "эмаль", schmelzen "плавить"); см. Гамильшег, ЕW 348; Доза 271. Из нж.-нем. schmelt "финифть", ср.-н.-нем. smelt происходит шмельть "эмаль" – слово Петровск. эпохи; см. Смирнов 331. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. эмаль — эмаль I ж. 1. Непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления. || Слой такого вещества, покрывающий что-либо. 2. Поверхность из непрозрачной стекловидной массы. II... Толковый словарь Ефремовой
  14. эмаль — ЭМ’АЛЬ, эмали, ·жен. (·франц. email). 1. только ед. Непрозрачная стекловидная масса вроде глазури, которой покрывается поверхность различных металлических предметов для предохранения от окисления или с целью украшения. Посуда, покрытая эмалью. Толковый словарь Ушакова
  15. эмаль — ЭМАЛЬ ж. финифть; полива, мурава по металлу; стеклянистая, цветная наводка. Эмалевый, эмальный, финифтяной, финифтевый. Эмалировать финифтить, наводить финифть. Эмалироваться, страдат. Эмалированый медальон, финифтяная ладанка. Толковый словарь Даля
  16. эмаль — ЭМАЛЬ, и, ж. 1. Непрозрачная цветная стекловидная масса, к-рой покрывается поверхность металлических изделий. 2. собир. Художественные изделия, расписанные такой массой, а также сама соответствующая роспись, финифть (во 2 знач.). Коллекция эмалей. Толковый словарь Ожегова
  17. Эмаль — I (франц. émail, итальянск, smalto, немецк. Schmelz, средневек.-латинск. smaltum, от верхненемецк. глагола smelzan — плавить, русск. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона