Шоу

I

Шо́у (Shaw)

Джордж Бернард (26.7.1856, Дублин, — 2.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс), английский драматург. По происхождению ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т. ч. музыкальные рецензии) и литературой. Романы «Неразумный брак» (1880), «Любовь артиста» (1881), «Профессия Кэшеля Байрона» (1882) и самый острый по социальной тематике роман «Неуживчивый социалист» (1883, отд. изд. 1887; рус. пер. под назв. «Социалист-любитель», 1910) были отвергнуты буржуазными издателями и печатались в социалистической периодике. В качестве одного из лидеров «Фабианского общества» (См. Фабианское общество) Ш. на протяжении ряда лет трудился в области непосредственной пропаганды идей социализма, издавая специальные трактаты, брошюры и книги.

Уже в романах (литературном дебюте Ш.) определилось ядро его творческого метода — парадокс как средство ниспровержения признанных идеологических устоев. Первая пьеса Ш. «Дома́ вдовца» (1892) вызвала скандал и успеха не имела, как и последовавшая за ней пьеса «Сердцеед» (1893). «Профессия г-жи Уоррен» (1894), трактовавшая тему проституции, была впервые поставлена в Англии в 1907. Трудности с постановкой вынудили Ш. издавать пьесы (печать не подвергалась предварительной цензуре). Названные пьесы составили сб. «Пьесы неприятные» (1898); тогда же был издан второй цикл — «Пьесы приятные»: «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживём — увидим!» (1895). Следующий цикл — «Три пьесы для пуритан» (1901): «Ученик дьявола» (1896— 1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда»(1899). Один из создателей современной «драмы идей», Ш. утверждал тип пьесы-дискуссии, в которой столкновение мнений, враждебных идеологий ставило острейшие проблемы общественной и личной нравственности. «Человек и сверхчеловек» (1901—03) — «комедия и философия», по определению Ш., трансформирует традиционную тему Дон-Жуана: героя преследует женщина. В эпизоде «Дон-Жуан в аду» устами дьявола высказывается поразительная по силе критика пороков капиталистической цивилизации. «Другой остров Джона Булля» (1904) в образах двух главных героев противопоставляет не только национальные типы (ирландец и англичанин), но соответственно «романтика» и «реалиста» (как их толковал Ш.). «Майор Барбара» (1905) содержит критику буржуазной филантропии; в пьесе — впервые у Ш.— высказывается мысль о том, что буржуазному насилию нужно противопоставить силу, служащую социальному прогрессу и справедливости. Даже в решении частных вопросов Ш. остаётся остросоциальным драматургом. «Дилемма врача» (1906) показывает, как в буржуазных условиях медицина теряет свой гуманный характер; «Андрокл и лев» (1913) критикует догматическое христианство. Вопросам семьи, брака, воспитания посвящены «Женитьба» (1908), «Мезальянс» (1910), «Первая пьеса Фанни» (1911). «Разоблачение Бланко Поснета» (1909) содержит обличение религ. ханжества мещан. «Пигмалион» (1913), сталкивая проблемы речевой культуры и общего духовного развития, выявляет нравственное превосходство девушки из низов над внешне интеллигентным, аристократичным профессором фонетики.

На Октябрьскую революцию 1917 в России Ш. откликнулся гротескным фарсом «Аннаянска, большевистская императрица» (1918), где со всей определённостью высказался за применение методов насилия в целях преобразования общества. В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» (1913—19), написанной под явным влиянием А. П. Чехова, Ш. обличает паразитизм господствующего класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера. Напротив, в труде и решительном обновлении всего уклада жизни видит спасение старый капитан Шатовер. Пенталогия «Назад к Мафусаилу» (1918—20) — «метабиологическая» драма из пяти не связанных единством фабулы частей, причудливая утопия мира долгожителей. «Святая Иоанна» (1923) — трагедия, притом единственная у Ш. В ней в трактовку истории Жанны д'Арк Ш. внёс новый мотив: Деве даёт силу не одержимость, а разум, которого одинаково боятся и французы, и англичане. Когда после казни Жанны «опасность» исчезла, её реабилитируют, однако никто не хочет, чтобы она вернулась к жизни.

После нескольких лет перерыва Ш. вернулся к драматургической деятельности, поразив мир свежестью и остротой своих «политических экстраваганц» (т. е. эксцентрических комедий): «Тележка с яблоками» (1929), «Плохо, но правда» (1931), «На мели» (1933), «Простачок с Нежданных островов» (1934), «Женева» (1938), историческая пьеса «В золотые дни доброго короля Карла» (1939), комедия «Миллионерша» (1936). Через все пьесы проходит мысль о том, что капиталистическое общество зашло в тупик, буржуазная демократия переживает острейший кризис; осуждается фашизм («Женева»).

В 1931 Ш. посетил СССР, другом которого был с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции. Боевой дух публициста сказывался в выступлениях Ш. до самой глубокой старости. Последние пьесы Ш. — «Миллиарды Байанта» (1948), «Вымышленные басни» (1950).

Не сразу проникнув на сцену, драматургия Ш. постепенно завоевала широкое признание и стала одним из центр. явлений в литературе конца 19 — 1-й половины 20 вв. Остропублицистическое творчество Ш. одухотворено глубокими философскими раздумьями о социально-культурном и биологическом будущем человечества. Замечательное мастерство драматурга способствовало тому, что его пьесы стали рупором обществ. и философской мысли. Лучшие пьесы Ш. прочно вошли в репертуар многих театров Советского Союза. Нобелевская премия (1925).

Соч.: The standard edition of the works of B. Shaw, v. 1—36, L., 1931—50; в рус. пер.— Полн. собр. соч., т. 1—10, М., 1910— 1911; Избр. произв., т. 1—2, М., 1956; О драме и театре, М., 1963; О музыке и музыкантах, М., 1965; Письма, М., 1971; Новеллы, М., 1971.

Лит.: Луначарский А. В., Б. Шоу, в его кн.: О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958; Ромм А., Дж. Б. Шоу, Л.—М., 1965; Образцова А., Б. Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX — XX веков, М., 1974; Пирсон Х., Б. Шоу, М., 1972; Бернард Шоу. Биобиблиографич. указатель к 100-летию со дня рождения, М., 1956; Henderson A., G. В. Shaw, man of the century, N. Y., [1956]; Chesterton G. K., G. B. Shaw, L., 1909; Bentley Е., B. Shaw, Norfolk (Conn.), 1957; Woodbridge H. E., G. B. Shaw, creative artist, Carbondale, 1963; Kaufmann R. J. (ed.), G. B. Shaw, a collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), 1965; Crompton L., Shaw the dramatist, L., 1971; Berst C. A., B. Shaw and the art of drama, Urbana, 1973.

А. А. Аникст.

Шоу

Дж. Б. Шоу.

Шоу. Рис. 2

Дж. Б. Шоу. «Пигмалион». С. П. Кэмпбелл в роли Элизы. Театр «Хиз маджестис» (Великобритания). 1914.

Шоу. Рис. 3

Дж. Килти. Сцена из спектакля «Милый лжец». А. О. Степанова в роли С. П. Кэмпбелл, А. П. Кторов в роли Дж. Б. Шоу. МХАТ. 1962.

II

Шо́у (Shaw)

Ирвин (р. 27.2.1913, Нью-Йорк), американский писатель. Окончил Бруклинский колледж (1934). Первая пьеса Ш. «Хороните мёртвых» (1936) отмечена резкой антивоенной направленностью; в пьесе «Простые люди. Бруклинская идиллия» (1939, русский пер. 1965) прозвучало предостережение Америке гангстеризма и насилия. Роман Ш. «Молодые львы» (1948, рус. пер. 1962) стоит в ряду лучших произведений о 2-й мировой войне 1939—45; сцены фашистского варварства чередуются с реалистическими зарисовками произвола и национальная дискриминации в американской армии. В центре остросоциальных романов Ш. — проблема сохранения нравственных ценностей, духовные искания героев («Тревожная атмосфера», 1950, «Вечер в Византии», 1973, рус. пер. 1975, и др.). Автор сборников рассказов, публицистическая книга «В обществе дельфинов» (1964), киносценариев.

Соч.: Lucy Crown, N. Y., 1956; Two weeks in another town, N. Y., 1959; Love on a dark street, N. Y., 1965; Nightwork, L., 1975; в рус. пер.— Солнечные берега реки Леты, [М., 1969].

Лит.: Mersand J., Traditions in American literature, Port Washington (N, Y.), 1968.

Шоу. Рис. 4

И. Шоу.

III

Шо́у (Shaw)

Уильям Нейпир (4.3.1854, Бирмингем,—23.3.1945, Лондон), английский метеоролог, член Лондонского королевского общества (1891). После окончания в 1877 Кембриджского университета работал там же. В 1900—20 в Английской метеорологической службе, с 1905 — её директор. В 1920— 1924 профессор метеорологии Королевской коллегии в Лондоне. В 1907—23 президент Международного метеорологического комитета. Основные труды по динамической метеорологии. Исследовал происхождение циклонов. В 1925 предложил метод исследования вертикального распределения температуры и влажности в атмосфере с помощью адиабатических диаграмм.

Соч.: The life history of surface air currents, L., 1906 (совм. с R. G. K. Lempfert); Manual of meteorology, v. 1—4, 2 ed., Camb., 1932—42 (совм. с А. Elaine); Forecasting weather, 3 ed., L., 1940; The air and its ways, Camb., 1923: The drama of weather, 2 ed., Camb., 1939.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. шоу — орф. шоу, нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  2. шоу — Шо́у, нескл., с. Морфемно-орфографический словарь
  3. шоу — • грандиозное ~ Словарь русской идиоматики
  4. шоу — ШОУ неизм.; ср. [англ. show — зрелище, показ]. 1. Зрелище, представление. Эстрадно-развлекательное ш. Традиционное ш. Участники праздничного ш. Телевизионное ш. 2. Неодобр. О чём-л., рассчитанном на дешёвый внешний эффект, на восторженную реакцию широкой публики. Политическое ш. Предвыборное ш. Толковый словарь Кузнецова
  5. ШОУ — ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (1856-1950) — английский писатель. Один из учредителей социал-реформистского "Фабианского общества" (1884). Роман "Социалист-любитель" (1883) — статьи о музыке и театре (пропагандировал пьесы Г. Ибсена как образец новой драмы). Большой энциклопедический словарь
  6. шоу — шоу нескл. ср. 1. Яркое сценическое представление — телевизионное или концертное — с участием так называемых звёзд эстрады, рассчитанное на массового зрителя и насыщенное разного рода зрелищными эффектами. 2. перен. Нечто показное, рассчитанное на внешний эффект. Толковый словарь Ефремовой
  7. шоу — ШОУ, нескл., ср. 1. Яркое эстрадное представление, развлекательная программа. Телевизионное ш. Иллюзионное ш. (в цирке). Концерт-ш. 2. перен. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект. Политическое ш. Толковый словарь Ожегова
  8. Шоу — (Joachim-Frederik Schouw, 1789—1852) — ботаник-географ. С 1821 г. был профессором ботаники в Копенгагене, с 1841 г. — директором ботанического сада. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона