Шанкара

Ша́нкара

(предположительно 788—820)

индийский религиозный философ и поэт, реформатор Индуизма, создатель последовательно монистической системы — адвайта-веданты (недуалистической веданты (См. Веданта)). Родился в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал несколько религиозных общин. Основные труды — комментарии к «Брахма-Сутре» («Веданта-Сутра») Бадараяны, к Упанишадам (См. Упанишады), «Бхагавадгите». По Ш., единая и всепроникающая реальность — Брахман, высшее объективное начало, тождественное «я» (душе, Атману, субъективному началу). Видимая множественность мира объясняется майей (См. Майя), особой силой божества; майя выступает как иллюзия, которая то скрывает истину, то искажает её. Наше незнание (авидья, аджняна) препятствует постижению единого Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Ш. не признаёт реальности изменений, объясняя их видимостью, и отказывает эмпирическому миру в статусе реальности, хотя он и объективен, т.к. за любой видимостью кроется её субстрат — чистое бытие (Брахман). Ш. проводит последовательное различие эмпирической и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины, и вводит правила перехода от одной к другой, приводящие к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т.п.), которые суть функции нашего незнания. Учение об имманентном и трансцендентном божестве, лишённом признаков, и о спасении (мокша), достигаемом свободным осуществлением бесконечности и абсолютности «я», осознанием его сверхэмпиричности и единосущности Брахману, завершает систему Ш. Труды Ш. положили начало множеству комментариев внутри веданты, знаменитейший из них — «Панчападика» Падмапады, ученика Ш. Учение Ш. оказало исключительное влияние на разработку традиционного индуистского мировоззрения вплоть до настоящего времени; с деятельностью Ш. связывают победу учений, исходящих из Вед (См. Веды), над буддизмом, вскоре после Ш. вытесненным из Индии.

Соч.: Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brahma-sutras, ed. by V. Н. Date, 2 ed., v. 1—3, New Delhi, 1973; Selected works of Sri Sankara-Charya, ed. S. Venkata-ramanan, Madras, 1947; в рус. пер. — Атма-бодха, в кн.: Идеологические течения современной Индии (вступ. ст., пер. и прим. А. Я. Сыркина), М., 1965.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Glasenapp Н. von, Der Stufenweg zum Göttlichen. Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948; Hacker P., Die Schuler Sankaras, Wiesbaden, 1951; Sen Н. К., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]; Karmarkar R. D., Sankara’s Advaita, Dharwar, 1966.

В. Н. Топоров.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ШАНКАРА — ШАНКАРА (Śaṅkara) – индийский религиозный философ и проповедник, основатель школы адвайта-веданта. В западной исследовательской традиции долгое время держалась датировка К.П. Новая философская энциклопедия
  2. ШАНКАРА — 1) также АДИ-Ш. (т. е. Изначальный Ш., в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов), или Шанкарачаръя (788—812 гг. н. э.) — величайший индуистский философ, крупнейший вероучитель шиваизма и гл. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  3. Шанкара — (санскрит. Çankara — спасительный, благодетельный) — 1) эпитет Шивы в его творческом характере или как повелителя Рудр (см.); 2) философ и религиозный учитель Шанкарачарьи (см.); 3) индийский юрист конца XVI в.; 4) философ середины XVI... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. шанкара — (Санскр.) Имя Шивы. Также великий ведантийский философ. Теософский словарь
  5. ШАНКАРА — ШАНКАРА (кон. 8-9 вв.; традиционные даты 788-820) — религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма; синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т. е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Большой энциклопедический словарь
  6. Шанкара — Шанкара (конец VIII—IX вв.; традиционные даты 788—820), религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма. Синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т. е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Большая биографическая энциклопедия