Цирк

I

Как вид искусства Ц. сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений — преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе Ц. всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство — трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров — отдельных законченных выступлений одного или группы артистов. Каждый номер, как правило, отличается необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс. Музыкальные эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист в своём жанре создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематических сюжетных представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается сюжет.

Истоки возникновения Ц. уходят в далёкое прошлое. Собираясь на охоту, наши предки проделывали определённые ритуальные действия, подчас носившие магический характер, что должно было помочь им в единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно найти зачатки многих цирковых жанров (например, акробатики). Позднее сборщики фруктов передвигались от дерева к дереву, не сходя с лестниц; горцы перекидывали деревья через узкие пропасти и переходили по ним, балансируя различными предметами. Грузинские воины славились мастерской ездой на лошадях; в бою они повисали вниз головой, закрываясь телом лошади от стрел и копий. Постепенно эти и др. приёмы приобрели характер игры и демонстрировались на различного рода празднествах. Там же выступали и исполнители фарсовых сценок, часто носивших сатирическую направленность. Участники этих сценок применяли приёмы гротеска, буффонады, создавали маски. Такие маски-образы (Обжора, Хитрец, Недотёпа и т.д.) утверждались постепенно как в Ц., так и в смежных искусствах (комедия дель арте, в театре). Выступления акробатов, жонглёров, дрессировщиков, комиков были известны ещё в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древней Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии. На фресках киевского собора св. Софии (11 в.) есть изображение амфитеатра с выступающими на нём кулачными бойцами, музыкантами, эквилибристами с Першем, дрессировщиками диких зверей и наездниками.

С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.

В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея — первый в мире стационарный цирк в современном понимании.

С 70-х гг. 18 в. во Франции артисты и предприниматели Франкони работали главным образом в области конного Ц. и пантомимы. В 1807 они открыли в Париже стационарный, т. н. Олимпийский цирк. Руководители трупп Х. де Бах, Б. Карре, Б. Фурре, Ф. Луассе, Д. и В. Прайс, М. Труцци, А. Гверра и др., гастролировавших в разных странах, также назвали свои предприятия цирками.

Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 — в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.

По пути Ренца пошли многие деятели Ц. — немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.

В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий — сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.

В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил Ц. с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.

Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) — выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену Ц. японские, китайские, персидские, арабские артисты.

С конца 19 в. буржуазный Ц. переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках. Ц. теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные Ц. отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5—6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.

После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.

В России начиная с 18 в. постоянно гастролировали передвижные цирковые труппы. Английский наездник Я. Бейте соорудил для выступлений своей труппы в Москве амфитеатр (1764), выступал он и в Петербурге (1765). В 1827 французский предприниматель Ж. Турниер построил в Петербурге стационарное здание, вскоре перешедшее к дирекции императорских театров; в 1849 здесь же был открыт каменный Ц. (императорский). При Петербургском театральном училище начал действовать цирковой класс. В 18 и 1-й половине 19 вв. в Ц. артисты продолжали широко использовать в своих выступлениях лошадей, шли также сюжетные постановки (пантомимы).

В 1877 Чинизелли открыл стационар в Петербурге, в 1880 Саломонский — в Москве; братья Д. А., А. А. и П. А. Никитины в 1886 и в 1911 создали стационары в Москве; в 1903 П. С. Крутиков построил цирк в Киеве.

В русских цирках, несмотря на жестокий полицейский режим, особенную популярность получила сатирическая публицистическая клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы. Мировую известность завоевали: наездники — П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, борцы и атлеты — И. М. Заикин, И. В. Лебедев (дядя Ваня), И. М. Поддубный и др.

Советский многонациональный Ц. унаследовал всё лучшее, что было создано в России до Октябрьской революции 1917, добился больших творческих и организационных успехов. На практике осуществилась мысль ленинского декрета об объединении театрального дела о демократической направленности циркового искусства Главным в обновленном Ц. стал показ физической красоты человека, сильного телом и смелого духом. Для руководства Ц. было создано единое государственное управление В 1926 открылась Мастерская циркового искусства (с 1961 — Государственное училище циркового и эстрадного искусства, ГУЦЭИ), которая стала готовить квалифицированных артистов разных жанров. С середины 30-х гг. крупнейшие Ц. получили художественных руководителей. К работе в Ц. привлекались известные писатели, художники, композиторы. Получил развитие вид тематических представлений — пантомим, посвященных историко-революционной тематике и современности: «Москва горит» (1930), «Трое наших» (1942), «Карнавал на Кубе» (1962) и многие др.

В советском Ц. выросла плеяда выдающихся артистов, известных всему миру: династия клоунов-дрессировщиков Дуровых клоуны В. Е. и В. В. Лазаренко, Карандаш (М. Н. Румянцев), Ю. В. Никулин, О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, дрессировщики В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер И. Н. Бугримова, А. Н. и А. А. Корниловы, В. И. Филатов, В. М. Запашный и др., иллюзионисты Э. Т. Кио И. К. Символоков. В становлении советского цирка значительную роль сыграли: режиссёры — В. Ж. Труцци, Б. А. Шахет, Г. С. Венецианов, художники — С. Т. Коненков Б. Р. Эрдман, В. А. Ходасевич, А. А Судакевич, Т. Г. Бруни, В. Ф. Рындин, Л. А. Окунь, композиторы — И. О Дунаевский, М. И. Блантер, З. Л. Компанеец, Ю. С. Мейтус, Ю. С. Милютин и др. Лицо современного советского цирка определяют режиссёры М. С. Местечкин, Е. М Зискинд, Б. М. Заец, А. И. Вольный, З. Б. Краснянский, А. Н. Ширай, А. А. Сонин. Значительный вклад в теорию и историю циркового искусства внесли Е. М. Кузнецов, Ю. А. Дмитриев и др. С 1928 работает Ленинградский музей циркового искусства, обладающий богатейшими документальными материалами.

В СССР работает (1976) 61 стационарный Ц., действуют 14 национальных цирковых коллективов, а также 15 передвижных Ц.; «Цирк на воде», 2 «Цирка на льду»; 55 коллективов «Цирк на сцене»; 13 зооцирков. Отдельные группы и целые коллективы выступают во всех странах мира. В программах многих советского Ц. участвуют лучшие артисты из-за рубежа. См. также — «СССР», раздел Цирк и соответствующие разделы в статьях о странах и союзных республиках.

Ю. А. Дмитриев.

Цирк

Цирк. Выступления советских артистов. «Летающие акробаты» Арнаутовы.

Цирк. Рис. 2

Цирк. Выступления советских артистов. Джигиты Кантемировы. («Али-Бек»).

Цирк. Рис. 3

Цирк. Д. Гибор с дрессированным дельфином. США.

Цирк. Рис. 4

Цирк. Внешний вид цирка Саразани. Берлин. 1930.

Цирк. Рис. 5

Цирк. Внутренний вид цирка Билла Рикетса. Филадельфия. 1785.

Цирк. Рис. 6

Цирк. Здание школы верховой езды цирка Астлея. Лондон. 1770.

Цирк. Рис. 7

Цирк. Акробаты Варади. Венгрия.

Цирк. Рис. 8

Цирк. Жонглер на проволоке А. Бошилов. Болгария.

Цирк. Рис. 9

Цирк. Дрессировщица У. Бётнер с белыми медведями. ГДР.

Цирк. Рис. 10

Цирк. Водяная пантомима в цирке Ченизелли. Петербург. 19 в.

Цирк. Рис. 11

Цирк. Цирк на Елисейских полях. Париж. 1843.

Цирк. Рис. 21

Цирк. Акробатическая группа цирка Астлея. Лондон. 1770.

Цирк. Рис. 12

Цирк. Внутренний вид Московского цирка на Ленинских горах.

Цирк. Рис. 13

Цирк. Выступления советских артистов. Конные дрессировщики Л. Т. Котова и Ю. М. Ермолаев.

Цирк. Рис. 14

Цирк. Выступления советских артистов. Иллюзионный номер Э. Т. Кио «Загадочный домик».

Цирк. Рис. 15

Цирк. Выступления советских артистов. Баланс на ножной лестнице эквилибристов под руководством Е. Т. Милаева.

Цирк. Рис. 16

Цирк. Выступления советских артистов. Дрессировщик А. И. Попов в номере «Приём у доктора Айболита».

Цирк. Рис. 17

Цирк. Выступления советских артистов. Жонглёр А. Н. Кисс.

Цирк. Рис. 18

Цирк. Выступления советских артистов. Дагестанские канатоходцы «Цовкра».

II

(от лат. circus, буквально — круг)

здание для цирковых представлений. В Древнем Риме — эллипсовидная арена с трибунами, на которой проводились соревнования (гонки) колесниц. В перерывах между заездами выступали акробаты, эквилибристы, дрессировщики, комики и др. артисты. Большой Ц. Рима вмещал до 50 тыс. зрителей. В Испании, Мексике и некоторых др. странах арена, окруженная амфитеатром (для зрителей), служит для проведения боя быков. Современный Ц. имеет круглую арену (манеж) диаметром У 13—14 м (в некоторых Ц. — от 9 до 17 м), обнесённую жёстким барьером, и сферический купол, необходимый для исполнения номеров воздушной акробатики, а также расположенные амфитеатром места для зрителей. Многие советские стационарные Ц., построенные в 50—70-е гг. в Москве, Сочи, Ташкенте и других городах (свыше 50), имеют вместительные зрительные залы (до 3,5 тыс. мест), оснащенные самой передовой цирковой техникой, располагают обширными закулисными помещениями для артистов и обслуживающего персонала, благоустроенными конюшнями для животных, репетиционными манежами и залами с кондиционированием воздуха; для зрителей имеются удобные фойе и гардеробы.

См. также ст. Шапито.

Ю. А. Дмитриев.

Цирк. Рис. 19

Цирк. 1967. Архитектор Г. М, Пичуев, инженер О. И. Берим и др.

Цирк. Рис. 20

Архитекторы Ю. Л. Шварцбрейм, В. Я. Эдемская, инженеры Н. В. Топилин, П. У. Карпов. Цирк в Сочи. 1971.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. цирк — -а, м. 1. ист. Место для конных состязаний и состязаний колесниц, для боев гладиаторов и других зрелищ в древнем Риме. 2. Учреждение, зрелищное предприятие, устраивающее представления с участием акробатов, жонглеров, дрессировщиков и т. п. Директор цирка. Малый академический словарь
  2. цирк — Вогнутая форма рельефа в горах. Различают ледниковые цирки – кары и оползневые цирки – котловины, которые образовались в результате оползней на крутых склонах, сложенных пластическими породами. География. Современная энциклопедия
  3. цирк — орф. цирк, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. цирк — Цирк/. Морфемно-орфографический словарь
  5. цирк — Большой лунный кратер с плоским дном, в частности, кратер, заполненный лавой. Большой астрономический словарь
  6. цирк — В начале XVII в. в Москве в ремесленных слободах проживали скоморохи, в выступлениях которых появились зачатки циркового зрелища. В XVIII — начале XIX вв. Москва. Энциклопедический справочник
  7. цирк — ЦИРК а, м. cirque m. <�лат. circus круг. 1. В древнем Риме — место для конских ристаний, впоследствии — боев гладиаторово и др. зрелищ. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. цирк — Групповые развратные действия Словарь воровского жаргона
  9. Цирк — • Circus см. Roma, Рим, 17. 20. Словарь классических древностей
  10. Цирк — (от лат. circus, буквально — круг), здание для цирковых представлений. В Древнем Риме — эллипсовидная арена с трибунами, на которой проводились соревнования (гонки) колесниц (в перерывах выступления других артистов). Художественная энциклопедия
  11. цирк — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? цирка, чему? цирку, (вижу) что? цирк, чем? цирком, о чём? о цирке; мн. что? цирки, (нет) чего? цирков, чему? циркам, (вижу) что? цирки, чем? цирками, о чём? о цирках... Толковый словарь Дмитриева
  12. цирк — Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где circus «цирк» < «круг» (ср. circulus «круг»). Название помещение для зрелищ получило его по круговой арене. См. циркуль. Этимологический словарь Шанского
  13. ЦИРК — ЦИРК, чашеобразное углубление с крутыми стенками в горах, которые либо имеют ледниковое покрытие, либо были когда-то покрыты ледником. Углубление образуется за счет эрозии подстилающих пород из-за многократного замораживания и движения льда. Научно-технический словарь
  14. Цирк — Здание с ареной-манежем, где даются цирковые представления; ведет происхождение от греческих ипподромов. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) Архитектурный словарь
  15. цирк — ЦИРК, а, м. 1. Вид искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников, музыкальных эксцентриков. Традиции русского цирка. Толковый словарь Ожегова
  16. цирк — ЦИРК -а; м. [лат. circus] 1. В древнем Риме: место для конных состязаний и состязаний колесниц, для боёв гладиаторов и других зрелищ. Гладиаторский бой в цирке. Толковый словарь Кузнецова
  17. цирк — Заимствовано из немецкого, в котором Zirkus восходит к латинскому circus – "круг"; цирк, таким образом, получил свое название из-за формы арены. Этимологический словарь Крылова
  18. цирк — См. циркуль Толковый словарь Даля
  19. Цирк — (circus) — у древних римлян место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов, травли зверей и т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. Цирк — (лат. circus, букв. – круг) 1) вид искусства. Включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм и др.; 2) здание с ареной (манежем), где даются цирковые представления. Словарь по культурологии
  21. цирк — Цирка, м. [латин. circus, букв. круг]. 1. Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной, где происходят представления гимнастические, акробатические, клоунские и с участием дрессированных животных. 2. только ед. Большой словарь иностранных слов
  22. ЦИРК — ЦИРК (от лат. circus, букв. — круг) — .. 1) вид искусства. Включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм и др... 2) Здание с ареной (манежем) — где даются цирковые представления. Большой энциклопедический словарь
  23. цирк — цирк I м. 1. Вид искусства, включающий в себя выступления акробатов, эквилибристов, жонглёров, клоунов, дрессированных животных и т.п. 2. разг. Цирковое представление. 3. перен. разг. Комическая ситуация, смешное событие. II м. Толковый словарь Ефремовой
  24. цирк — Вероятно, через нем. Zirkus – то же из лат. circus "круг". Этимологический словарь Макса Фасмера
  25. цирк — ЦИРК, цирка, ·муж. (·лат. circus, ·букв. круг). 1. Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной, где происходят представления гимнастические, акробатические, клоунские и с участием дрессированных животных. 2. только ед. Толковый словарь Ушакова