Цезарепапизм

Цезарепапи́зм

(от лат. caesar — цезарь и papa — папа)

условный термин, введённый католической историографией 19 в. (немецким учёным И. Хергенрётером и др.) для обозначения своеобразных отношений между императорской властью и церковью в Византийском государстве: глава светской власти — император (цезарь) — фактически являлся и главой церкви (папой). Изредка этот термин встречается в современной исторической литературе (и не только применительно к Византии). Ц. не отражает истинных взаимоотношений между византийскими императорами и церковью. Действительно, византийская церковь в экономическом отношении больше зависела от государства, чем католическая; её права не были конституированы, назначение патриарха являлось прерогативой императора; византийское духовенство играло несравненно меньшую роль в государственной администрации. Однако это не следует абсолютизировать: в отдельные периоды патриархи оказывали огромное влияние на государственный аппарат; попытки императоров навязать свою волю церкви далеко не всегда были успешными — они не смогли присвоить права назначать епископов и митрополитов, не осуществили до конца Иконоборчество, не добились заключения унии (См. Уния) с папством. Императоры (за исключением Юстиниана I и Мануила I) и не претендовали на идеологическое подчинение церкви государству.

А. П. Каждан.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЦЕЗАРЕПАПИЗМ — ЦЕЗАРЕПАПИЗМ – понятие, выражающее такое соотношение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции. Новая философская энциклопедия
  2. ЦЕЗАРЕПАПИЗМ — (от лат. caesar — цезарь и papa — папа) — термин, обозначающий форму правления в Визант. гос-ве, при к-рой глава светской власти — император (цезарь) фактически являлся одновременно главой церкви (папой); введен католич. историографией 19 в. (нем. Советская историческая энциклопедия