Хомовое пение

Хомово́е пение

Хомония, раздельноречие, система произнесения текста в рус. церковном пении. Возникла в 15 в. Её особенность — произношение слов с включением между согласными и после заключительного согласного отсутствующих в данных словах гласных. Например: вместо видевше — видевоше, вместо грехом — грехомо (отсюда название). Х. п. частично было связано с изменением фонетики слав. языка за счёт превращения полугласных в гласные. Основной же причиной распространения Х. п. было стремление придать словесному тексту песнопений особый, не свойственный «мирскому» языку характер. В 17 в., когда в московском обществе стали утверждаться новые просветительские идеи, Х. п. подверглось резкому осуждению. Московский собор 1666—67 постановил заменить Х. п. «истинноречным». Специальным комиссиям было поручено исправить певческие книги «на речь»; устанавливалось произношение слов в пении, соответствующее их звучанию в разговорной речи. Х. п. сохранилось только у старообрядцев.

Н. Д. Успенский.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Хомовое пение — Рус. церк. пение, в к-ром применяется раздельноречие, или хомония, — произнесение слов с введением между согласными и после заключит. согласной дополнительных гласных. Получило распространение с кон. 15 в. Существуют разл. точки зрения на происхождение X. Музыкальная энциклопедия
  2. Хомовое пение — Хомония — см. Россия, музыка. У старообрядцев-поповцев удержалось истинно-речное, а у беспоповцев — хомовое. Из-за X. пения у беспоповцев происходили и теперь происходят разные толки, несогласия; одни из них защищают и заводят истинно-речное пение... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. ХОМОВОЕ ПЕНИЕ — ХОМОВОЕ ПЕНИЕ (хомония) — раздельноречие, система произнесения и пропевания текста в древнерусском певческом искусстве (15 — сер. Большой энциклопедический словарь